Кейс технологии в 1 младшей группе примеры. Кейс – метод как педагогическая технология татаринова галина владимировна, учитель технологии мобу маганской сош. Кейс- метод в образовательном процессе

Возможности использования сase-study или метода анализа конкретной ситуации в педагогической практике, Мастер-класс

Мастер-класс по теме «Возможности использования сase-study или метода анализа конкретной ситуации в педагогической практике» посвящен вопросу внедрения кейс-технологии в образовательно-воспитательный процесс общеобразовательных учреждений. Подробно описанный ход мастер класса позволит педагогам успешно внедрить разработку в деятельность своего учреждения. В основной части мастер-класса раскрывается теоретические аспекты технологии, виды кейсов и правила их разработки, а также методика работы с кейсом. Содержательное приложение способствует многостороннему раскрытию материала.

Цель : актуализация знаний педагогов о применении метода кейсов в учебно-воспитательном процессе Задачи : 1. Расширить знания о методе кейсов и их применении в воспитательно-образовательном процессе. 2. Формировать навыки практической работы над кейсом. Участники : педагоги, две группы по 3 человека Дидактический материал : рабочая тетрадь, карточки, клей, ручки, кейсы (по количеству участников), видеопрезентация по теме. Оборудование и материалы : мультимедийный проектор, экран, портфель Ожидаемые результаты : Получат знания:

    что представляет собой кейс-технология;

    особенности применения данного метода в обучении;

    какие учебные задачи решаются при использовании кейс-технологий в учебном процессе;

    разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям обучения;

    правила и алгоритм разработки кейсов для обучения;

Выработают умения:

    анализировать конкретные ситуации (кейсы);

    применить метод анализа конкретной ситуации в обучении;

    подбирать варианты кейсов к конкретному учебному курсу.

План проведения: 1. Введение – 2 мин. - вступительное слово. 2. Основная часть – 8 мин. - теоретические основы кейс-метода; - закрепление материала с помощью рабочей тетради. 3. Практическая часть -17 мин. - работа с кейсом; - защита кейса. 4. Подведение итогов работы – 3 мин. Ход мастер-класса: (звучит динамичная мелодия, методист выходит с портфелем в руках, все общение с педагогами идет с помощью компьютерной презентации) Добрый день, уважаемые коллеги! Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии, поэтому на смену платью пришел деловой костюм. Огромный поток информации захватывает нас и мы стараемся идти в ногу со временем, быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение, поэтому вместо клатча я держу в руках объемный кейс (стоп музыка). Кстати кейс – это еще и современный метод обучения, который зародился в бизнесшколе США, а позднее стал использоваться и в образовании. Именно о нем мы сегодня будем говорить. Итак, метод конкретных ситуаций или кейс-стади. Для его понимания мне помог мой кейс и каждому из вас я приготовила такой же (раздает портфели). Предлагаю заглянуть внутрь портфеля и познакомиться с содержимым, которое поможет разобраться в содержании кейс-метода. Возьмите рабочую тетрадь и мы начинаем работать. Ключевым понятием метода является слово кейс, происхождение которого определяется как casus (лат.) – запутанный необычный случай или case (англ.) – портфель, чемоданчик. Исходя из этих слов, разработчики метода сформулировали определения, вы их можете увидеть в своей тетради. Каждый из вас может выбрать наиболее понравившийся вариант определения и приклеить его в рабочую тетрадь. Определение какого автора вам понравилось больше? (ответы) Я остановилась на следующем определении: (на слайде) На мой взгляд, это исчерпывающее определение. Кейс-метод можно рассматривать как синергетическую, то есть объединяющую в себе несколько технологий, он позволяет погрузить группу в проблемную ситуацию и путем подбора решений найти выход. Концептуальной основой кейс метода являются более простые методы познания: их вы можете увидеть на экране. Поэтому кейс-метод относится к понятию интерактивное обучение. Метод анализа конкретных ситуаций дает возможность действовать, искать выход, не боясь негативных последствий возможных в реальной жизни, тем самым получая опыт решения проблем. Основу кейс-метода составляет сам кейс, т.е. описание конкретной ситуации, а так же является техническим заданием и источником информации. Прошу обратить внимание на слайд и прочесть определение Марины Малининой, специалиста центра социальных инноваций (читают слайд). А вот главное, что должен содержать в себе кейс: Проблему, предполагающую несколько вариантов ее решения; Вспомогательную информацию; Задание; Как интеллектуальный продукт кейс имеет свои источники. Тезис о том, что жизнь является источником кейсов вряд ли у кого вызывает сомнение. Наряду с этим, другими источниками является: Художественная и публицистическая литература; Произведения искусства – музыка, изо, кино; Статистические данные; Научные статьи, монографии. Интернет – отличается безграничной масштабностью, гибкостью и оперативностью. Существует разные классификации кейсов у таких авторов, как С.Б.Ступина, З.Ю.Юлдашев, Г.А.Брянский, О.В.Козлова. Авторы определяют их как «маленькие наброски» (небольшие по содержанию), большие не структурированные (объемом до 40 страниц текста), обучающие (в рамках учебного курса) и др. Наиболее приемлемой и понятной считаю классификацию Никитина Валерия Яковлевича. Он разделил кейсы на «кресельные» - специально сконструированные и «полевые» - основанные на реальном фактическом материале.

Дискуссия занимает центральное место в кейс-методе. Ее целесообразно использовать в том случае, когда обучаемые обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения.

Метод моделирования выступает средством представления кейса как модели некоторой реальной ситуации, которая характерна для определенной сферы общества. Чем ближе эта модель к реальной ситуации, тем ценнее кейс.

Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций - обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. В процессе обучения преподаватель решает задачи обучения и развития учащихся.

Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа.

Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведения занятия. Для этого необходимо еще подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы учащихся, так и для проведения предстоящего занятия.

Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в классе, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой на уроке, оценивает вклад учеников в анализ ситуации.

При открытии дискуссии нужно помнить, что каждое занятие имеет свое начало и свой конец. Начало дискуссии - это, возможно, единственный момент, когда ситуация полностью находится в руках преподавателя. И поэтому этим нужно воспользоваться наилучшим образом. Ведь от того, как начнется обсуждение, большой мерой будет зависеть общий тон, интерес и направленность всех занятий.

Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения. Еще больше нагрузка на преподавателя, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, и самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав учащегося.

Создание кейса, это увлекательный, но трудоемкий процесс. В рамках данного семинара мы не будем останавливаться на этом. Но я подготовила вам информационные карточки, которые находятся внутри рабочей тетради, обратиться к которым вы сможете, когда займетесь разработкой кейсов. А мы пойдем дальше. Для успешного внедрения кейс-метода в практику необходимо освоить методику работы, предлагаю рассмотреть ее практически: я в роли педагога, а вам предлагаю роль обучающихся. Для удобства работы методика представлена в виде таблицы и приведена для вас в рабочей тетради. Давайте обратимся к ней. В первом столбике указаны фазы работы: до занятия, во время занятия, после занятия. В каждой фазе педагогу и обучающимся прописано определенное действие. Так до занятия педагог разрабатывает или подбирает кейс. Ребенок может получить кейс до занятия либо в начале занятия – это зависит от задачи. Во второй фазе педагог организует рабочее пространство. Рассаживает детей на подгруппы, так чтобы им удобно было общаться, решая кейс. Мы с вами уже так распределились. На занятиях с использованием кейс-метода зрителей нет, участвуют все. В сегодняшних условиях берем только две подгруппы, так как мы ограничены во времени. Сейчас приступаем к рассмотрению второй фазы кейс-метода, она в таблице обозначена желтым цветом. Участники в группах выбирают «модератора», координирующего работу, «секретаря» – фиксирующего результаты работы и «шкипера» – представляющего проект на общее обсуждение. Тоже самое, я предлагаю сделать и вам. Определите, кем вы сегодня будете и прикрепите бейджики, соответствующие вашей роли. Прежде чем начать решать кейс, необходимо познакомиться с алгоритмом работы. В рабочей тетради поэтапное решение кейса представлено в виде лестницы. Название этапа обозначено на ступеньке, а содержание раскрыто на желтых карточках. Вам необходимо к каждому этапу подобрать соответствующее содержание. На выполнение этого задания отводится 2 минуты (идет работа в группе, методист по мере необходимости, подходит к каждой группе). Давайте проверим правильность выполнения задания. (методист озвучивает правильное расположение этапов работы с кейсом с помощью слайда). Вот перед вами алгоритм работы с кейсом. Деятельность каждого действующего лица осуществляется в рамках реализации каждого из этапов. Подробно с функциями секретаря и модератора можно познакомиться на желтых информационных листах (вынимает из своего портфеля, раздает). Остается только уточнить содержание четвертой ступени и последней фазы работы с кейсом, в таблице она обозначена красным цветом. Публичную презентацию принятого решения осуществляет шкипер. Он кратко оглашает содержание и суть проблемы, озвучивает предложенные варианты и представляет альтернативный вариант, обосновывая его значимость (отдает карточки с описанием функций шкиперам). Итак, у вас есть всё необходимое для решения кейса. Получите кейс и приступайте к работе (раздает пакеты). Время работы с кейсом 7 минут (методист, по мере необходимости, подходит к группам для уточнения или разъяснения заданий). Время истекло. Прошу шкипера первой группы представить итоги работы (защитакейса). Теперь свой кейс защищает шкипер второй команды (защита кейса). Уважаемые коллеги, хотелось бы обратиться к вам с вопросом: в рамках каких занятий можно использовать данные кейсы? (ответы аудитории). И сейчас резюмируя вышесказанное, остановлюсь на значении кейс-метода в воспитательно-образовательном процессе учреждения дополнительного образования, на тех особенностях о которых необходимо помнить: - Ориентир образования на формирование умений и навыков, а также на сотворчество педагога и ученика; - Метод предназначен для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос; - Педагог выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию; - Кейсы могут использоваться как в процессе обучения, так и в процессе контроля знаний. Все это определяет наличие достоинств и недостатков данного метода, на которые я хочу обратить ваше внимание. На лицо преобладание преимуществ. Их много, вы их видите на слайде. И к счастью, только один недостаток – это трудоемкость подготовительной работы педагога, так как готовых кейсов по дополнительному образованию не разработано. Зато это открывает перспективы профессиональной реализации каждого из нас.

Первый шаг в этом направлении я уже сделала. В моем портфеле есть еще одно отделение. В нем я храню самостоятельно разработанные и апробированные кейсы, которые в дальнейшем планирую опубликовать в сборнике. С удовольствием поделюсь наработками с вами (демонстрирует кейсы.) Ну что ж все содержимое моего портфеля перед вами. Настал черед паковать чемоданы. И вам я предлагаю сделать тоже самое. Сегодня вы уйдете с первоначальным багажом знаний по кейс-методу, но я надеюсь, что он будет пополняться новыми разработками, желаю успехов вам на этом поприще. И помните: умный учится на чужих ошибках, а очень умный на кейсах! (звучит музыка) Коллеги, нам пора идти дальше. В добрый путь!

Приложения:

День из жизни обычной семьи.

1. Составить меню на 1 день (завтрак, обед, ужин).

2. Обсудить список продуктов, которые надо купить для приготовления блюд (с указанием количества продуктов и места, где это можно сделать).

3. Приготовить праздничное блюдо, чтобы отметить особое событие в семье. Указать ингредиенты и способ приготовления.

4. Собраться на отдых:

В лагерь на море

В туристическую поездку по Англии.

Спрашивал мнение.
Каково Ваше мнение о...?
Как вы относитесь к....?
Что вы думаете о....?
Какова ваша точка зрения на...?
Выражая мнение.
Моя точка зрения заключается в том, что...
Ну, насколько я могу судить...
Ну, если вы спросите меня...
Кажется\ видится мне, что...
Я думаю\ считаю...\ должна...\
На мой взгляд\ просмотр...
Мне...\ может\ может
С моей точки зрения...
Мне на ум/ мышление...
Насколько я обеспокоен...
Я категорически против...

Я (не) согласен, что \ с...
Я (полностью) согласен \ не согласен, что \ с...
Делая Предложения.
Если бы я был... я бы...
Возможно, они должны....
Почему не мы/ они...
Как/ а что насчет...?
Хорошая идея была бы...
Если они..., то...
Они могут/ должны...
Я думаю, что мы/ вы должны...
Вы могли бы всегда...
Давайте...
Задумывались ли вы

День из жизни обычной семьи.

Составить меню на 1 день (завтрак, обед, ужин).

Решите проблему путем выбора продуктов для составления блюд в меню?

Breakfast __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Lunch_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

D inner_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

День из жизни обычной семьи.

Обсудить список продуктов, которые надо купить для приготовления блюд (с указанием количества продуктов и места, где это можно сделать).

Проблема:__________________________________________

Решите проблему путем составления списка продуктов и мест их приобретения?

P roducts________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

День из жизни обычной семьи.

Приготовить праздничное блюдо, чтобы отметить особое событие в семье. Указать ингредиенты и способ приготовления.

Проблема:__________________________________________

Решите проблему приготовления праздничного блюда?

День из жизни обычной семьи.

Собраться на отдых: в лагерь на море или в туристическую поездку по Англии.

Проблема:__________________________________________

Решите проблему путем выбора наиболее подходящей одежды для отдыха в разные погодные условия?

The weather is Начало формы

Конец формы

The weather is

__________________________________________________________________

The weather is

__________________________________________________________________ The weather is

Наталия Баженова
Использование современных «Кейс - технологий» для социально-коммуникативного развития старших дошкольников.

Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе. Связано это с увеличением времени для просмотра кинофильмов и мультипликационных фильмов, с агрессивной и неприветливой лексикой. Современные дети каждый день впитывают в себя все больше и больше информации, которую они не успевают обработать в своей голове, разложить все по полочкам и спокойно объяснить. В то время как общительность, умение контактировать с другими людьми - необходимая составляющая самореализации ребёнка, его успешности в различных видах деятельности, важное условие нормального психологического развития личности .

Динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе.

Работая с нашими воспитанниками, приходишь к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний , умений и навыков не сформировать такие важные социальные качества личности , как ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач. Важной чертой современного человека становится способность решать нестандартные задачи и находить нетрадиционные подходы к их решениям. И задача педагога построить так свою работу с воспитанниками, что позволит у них сформировать ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач.

И я решила попробовать внедрить в свою работу новую технологию развития воспитанников – кейс технология .

Кейс (case - англ.) - многозначное понятие, которое в данном контексте трактуется как случай, казус (от лат. - Casus, следовательно, метод кейсов (кейс- технологии ) является методом, который предполагает рассмотрение предложенных случаев, жизненных или профессиональных ситуаций.

Кейс- технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов :

1. Индивидуальный подход к каждому, учет особенностей и познавательных потребностей. В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение .

2. Вариативность. Этот метод предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу выбора.

3. Прагматизм. При работе с кейсами восприятие направлено на поиск информации, которая позволит решить реальные проблему, ответить на вопросы.

Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы. Педагог указывает на источники получения информации и, по возможности, вмешивается в происходящее только в исключительных случаях, исправляя что-либо.

Таким образом, можно отметить, что применение кейс- технологии как инновационной социально -педагогической деятельности дает возможность педагогу действовать, не боясь негативных последствий.

Пакет кейсов по формированию социально – коммуникативного развития старших дошкольников

Кейс 1 . «Знакомство»

Задачи :

Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.

Вопросы :

Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?

Что они должны были сделать?

Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?

Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?

Кейс 2 . «Благодарность» , «Прощание» .

Задачи :

Формировать культуру общения;

Обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей все делали вместе : ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша :

Бабушка, уже уезжаешь? Ну ладно, пока!

Внучка махнула рукой и убежала в комнату.

Вопросы :

Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?

Что она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша?

Какие формы речевого этикета она могла использовать , чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?

Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?

Кейс 3 . «Разговор по телефону»

Задачи :

Закреплять знание правил и норм речевого этикета;

Воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни.

Аня звонит Маше по телефону.

Маш, привет.

Это не Маша. Это ее мама.

А мне Маша нужна.

Сейчас я ее позову.

Маш, Это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами.

Ну ладно, пока!

Вопросы и задание :

Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему?

Умеет ли Аня разговаривать по телефону?

О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила?

Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.

Кейс 4 . «Вежливый отказ»

Задачи :

Продолжать формирование культуры общения;

Упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации;

Способствовать приобретению опыта этикетного поведения;

Обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарем. Мальчик радостно побежал домой чтобы переодеться, и взять мяч. Дверь ему открыла мама.

Витя. А я тебя жду. Сходи, пожалуйста в магазин. У нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка.

Вопросы :

Как вы думаете, как поступит Витя?

Какой разговор возможен с мамой?

Что Витя скажет ребятам?

Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты ответа.

Кейс 5 . «Просьба»

Задачи :

-развивать

Воспитывать потребность использования

Упражнять в использовании этикетных формул в зависимости от ситуации.

*** У Сережи сломался велосипед. Как обидно? А ведь он договорился с ребятами завтра покататься на школьном стадионе. Что делать? «Надо просить папу» , - подумал Сережа и побежал домой.

Папа только что вернулся с работы.

Пап, привет! Отремонтируй мне велик, хорошо? – крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал на улицу.

Вопросы :

Как думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?

Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие ошибки он допустил?

Какие формы речевого этикета не использовал Сережа в своей просьбе?

Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты разговора с папой.

Кейс 6 . «Прощение»

Задачи :

-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;

Воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;

Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась , потому что хотела подарить рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила работу на столе, чтобы окончательно высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андрей :

Привет, Оль! – громко сказал он и бросил на стол школьный ранец.

Там же мой рисунок! – крикнула Оля и бросилась к столу.

Этот, что-ли? – спросил Андрей и дернул за уголок бумаги, который виднелся из-под ранца. Уголок оторвался.

Она прижала остатки рисунка к себе, а из ее глаз брызнули слезы…

Вопросы :

Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю?

Какие слова надо использовать , чтобы извиниться?

Как бы вы поступили в данной ситуации?

На занятиях с использованием данной технологии у наших воспитанников наблюдается положительная динамика в формировании самооценки, даже самые застенчивые и робкие, боящиеся любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой, учатся выражать и обосновывать свои мысли, слушать партнёров, учатся осуществлять сотрудничество на основе эффективного и конструктивного взаимодействия, так как в процессе обучения моделируются процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия и понимания, а также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии.

Ценность использования кейс- технологии мы видим в том , что дети учатся находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, аргументировать свою стратегию решения проблемы по отношению другим. Получают важный для их становления жизненный опыт позитивного социального взаимодействия .

Использование кейс-технологии в внутрифирменном обучении

на круглых столах.

Примеры педагогических ситуаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений

Педагогические ситуации взяты из книги Б. С. Волкова, Н. В. Волковой «ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ»

1. Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу же затевает беготню. Трудно переключить его на спокойные занятия. А если, подчиняясь требованию воспитателя, он начинает с детьми играть, то вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно. Почему?

В беседе с отцом выясняется, что, переехав в новую квартиру, родители вынуждены до перевода в новый детский сад возить сына на автобусе.

Значит, ребенок устает, - делает предположение воспитатель.

Да нет, не может этого быть. Ведь он сидит всю дорогу, - возражает отец. - Если бы уставал, так не затевал бы возню, приходя в детский сад!

Прав ли отец?

Ваш алгоритм действия?

2. Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.

Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? - спрашивает его воспитатель.

Да нет... я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул:

Мне жаль маму... Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала. Папа шумел всю ночь.

Как отражается поведение отца Васи на состоянии ребенка. Какую, по вашему мнению, помощь может оказать детский сад семье в создании здорового быта?

3. Мама: Почему у тебя одежда мокрая?
Дима: Мы лепили из снега постройки. Воспитательница сказала, что я очень старался.
Мама: не слушая сына : «Сколько раз тебе говорить – клади варежки и штаны на батарею».
Дима: Я ещё дома попробую такую птичку сделать.
Мама: Пойдёшь в мокром.
Дима замолчал и стал неохотно одеваться.


«Почему не состоялся диалог мамы и ребенка? Что можно посоветовать маме в такой момент ?


4. Лена (4 года) Бабушка, я тебе помогу помыть посуду, можно?

Бабушка, увидев это: Ой-ой. Что ты! Посуда сейчас очень дорогая, а ты можешь разбить. Леночка, ты ещё успеешь перемыть горы посуды в своей жизни.
Вопрос: Как вы оцениваете высказывание бабушки, и каковы могут быть его последствия? Что можно предложить бабушке при подобном случае еще?

5. Ситуация. Аня (З г.) стала называть себя Дарьей. Что мама тоже, подыгрывая дочери стала тоже называть ее Дарьей. Однако мама не разу не спросила, почему девочке вдруг захотелось сменить имя, и тем самым не желать быть самим собой.

Родители приняв игру дочери, укрепили ее в мысли стать кем-то другим и позволить вести себя так, будто у нее другие родители.

В чем могут быть причины такой ситуации?

6. Детскую игру хорошо дополняет сказка. Сказка вводит ребенка в мир еще не реализованных человеческих возможностей и замыслов. Она расширяет сферу познания “необыденного”. Ребенок присваивает творческий опыт человечества.

Под влиянием сказки складывается детская картина мира, специфическая система взглядов ребенка на универсальные принципы строения и развития вещей.

Какими способами взрослый может вводить сказку в контекст детской жизни?

7. В среднюю группу детского сада недавно поступил Сережа (4 года). До этого в детский сад он не ходил. После игры с машинкой оставил ее посередине комнаты.

Как должен поступить педагог в данной ситуации?

8. Наблюдая за изобразительной деятельностью старших дошкольников, педагог заметил: если перед ребенком ставится задача нарисовать рисунок так, чтобы он был похож на изображаемый предмет, то обычно он усовершенствует свой рисунок дорисовыванием и присоединением деталей. Дошкольник не ищет сходства между образом и предметом через установление связей между деталями. Рисунок ребенка можно назвать рисунком-описанием.

Что должен делать воспитатель, чтобы помочь детям «улучшить» их рисунки?

9. Одного из воспитанников товарищи по группе зовут не по имени, а по национальности. Ребенок постоянно плачет и не хочет ходить в детский сад. Воспитатель пытается объяснить детям, что они поступают жестоко. Тогда дошкольники начинают дразнить малыша так, чтобы не слышали взрослые.

Какой выход можно предложить из создавшейся ситуации?

10. У ребенка средние способности, но семья задалась целью сделать из него вундеркинда. Каждый день у него расписан по минутам: вечером его водят в прогимназию, на курсы английского языка и т.п., даже во время дневного сна в детском саду малыша ведут на занятия спортивной секции. Дома его заставляют слушать серьезную классическую музыку. Играть дошкольнику просто некогда. На все увещевания педагогов родители отвечают, что желают ребенку только добра.

Как помочь малышу обрести детство?

11. Воспитатель подготовительной группы на родительском собрании рассказал о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их физически. Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы ее внука не брали на прогулку и в бассейн, т.к. он часто простывает. Аргументировала она данный факт тем, что педагоги не следят, как одеваются дети, самостоятельно же в этом возрасте они этого сделать не могут. На вопрос воспитателя о том, как же Сережа будет одеваться в школе, бабушка пояснила, что она, как и в детском саду будет помогать ему в этом, для чего специально уволилась с работы.

Как организовать работу с родителями Сережи? Что можно предложить бабушке для решения этого вопроса?

«Если за шестилетним Мишей в детский сад приходит отец, то мальчик быстро убирает свои игрушки, самостоятельно одевается и спокойно идет домой... Иная картина, когда за ним приходит мать. Она подолгу ждет сына, так как тот не торопится оставить группу, продолжает играть с ребятами. Часто требует, чтобы его одевала мама. Случается капризничает: «Почему ты пришла, а не папа?»

Воспитательница, подметив такую двойственность в поведении мальчика, решила побеседовать с ним. Спросила: «Как прошел выходной? Где и с кем ты был?» Миша рассказал, что они с отцом ездили к бабушке.

А мама тоже ездила с вами к бабушке?

Нет. Мама дома осталась, у нее много работы было! - сказал он.

Вечером за Мишей пришел папа. Зашел разговор о сыне, о вчерашней поездке. Как бы между прочим воспитательница спросила, а мама, мол, довольна поездкой?

Мама осталась дома,- ответил отец,- она у нас не очень-то расторопна, дела свои доделывала,-сказал отец с чуть скрываемым раздражением в присутствии сына.

Да, она у нас копуша! -подхватил мальчик».

Ч ем объясняется различное поведение Миши в присутствии отца и в присутствии матери? В чем причина неуважительного отношения Миши к матери?

13.В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает.

Какой найти способ, чтобы повернуть детей к отверженному мальчику.

14. В группе детского сада ежедневно большое количество детей (25-30 человек). Это не позволяет во время занятия уделить достаточно внимания каждому ребенку, что влияет на качество воспитательно-образовательного процесса. Организовать подгрупповую работу не позволяет режим и специфика работы детского сада.

Как быть?

15. Каждое утро, когда папа приводит мальчика (5 лет) в детский сад, ребёнок устраивает истерику "на пустом месте", прячется в личный шкафчик для одежды и сидит там, не желая выходить.

Папа относится к этому факту, как к проявлению характера, и попросту уходит, оставляя ребёнка в шкафу, и предупредив воспитателя. Воспитателю это, естественно, не нравится, потому что надо оставлять остальных детей, которые уже завтракают, и идти за этим ребёнком в раздевалку. Оставить его там нельзя, потому что воспитатель несёт ответственность за жизнь и здоровье ребёнка.

Мама относится к сыну более требовательно, и при ней таких проявлений не бывает. Но мама не может приводить ребёнка в детский сад, потому что у неё слишком рано начинается рабочий день.

Как быть?

16. О девочке, жующей пластилин"

В группе детского сада есть девочка, которая на занятиях по лепке постоянно берёт в рот пластилин. Замечания и запреты не помогают. Объяснить эту тягу ребёнок не может.

Как быть?

17. О гиперактивном ребёнке"

Мальчик 5-ти лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей.

Что может предпринять педагог в такой ситуации?

18. Исследователь предложил детям в детском саду нарисовать тематический рисунок “Моя семья”.

Петя (6 лет) нарисовал такой рисунок: в центре листа – большой телевизор, рядом кресло, в котором сидит крупных размеров папа с большими руками и сигаретой, ближе к краю листа мальчик изобразил маленькую фигурку – это младший брат Вася. В верхнем углу – маленькая, ярко раскрашенная фигура мамы с большой сковородой в руках.

Педагог спросил Петю: “Почему ты себя не нарисовал?” – “А я не уместился”, – ответил мальчик.

Можно ли по детским рисункам судить о психическом состоянии ребенка?

Можно ли по рисунку Пети сделать вывод о микроклимате в семье мальчика?

19. Лена (3 года 5 мес) под руководством мамы учится одевать и раздевать куклу, укачивать и укладывать ее в кроватку. Девочка точно выполняет эти действия, но только по указанию мамы и в ее присутствии.

Мама Нины (3 года 6 мес), показывая девочке способы действия с куклой, обращает внимание дочери на то, какая мама заботливая, добрая, внимательная, как любит свою дочку. Она говорит, что так поступают все мамы.

Предлагая Нине поиграть одной, она просит дочь уложить куклу в постель, как это делает заботливая мама.

Рассмотрев данные ситуации, определите, у кого из детей скорее сформируется игра как деятельность.

20. Известно, что игры дошкольников по содержанию, структуре и организации постепенно изменяются. Однако замечено, что некоторые дети старшего дошкольного возраста, недавно поступившие в детский сад, играют более примитивно, чем младшие по возрасту дети, которые посещали детский сад давно.

Чем можно объяснить такое явление? Дайте психологическое обоснование.

21. Коля – мальчик подвижный. Его руки все время чем-то заняты. Он хватает попавшиеся на глаза предметы. Чертит карандашом. Его посещает много идей. И все их он стремится тут же высказать. Коля непоседа, во всем он хочет поучаствовать, все попробовать, но очень быстро бросает начатое дело и хватается за новое. Маме это не нравиться. Она все время его сдерживает, успокаивает.

Объясните, почему невозможно непоседу сделать спокойным?

22. . Из разговора двух молодых мам: “Моя Алена (2года 10 мес) росла спокойной и послушной девочкой. С удовольствием ходила к бабушке. А сейчас как подменили: упрямая, говорит капризным голосом, отказывается делать то, что любила раньше. Услышав, что мы собираемся к бабушке, забастовала – ей уступили. Но она не успокоилась, ведь к бабушке ей на самом деле хотелось.

В другой раз попробовали настоять на своем. Но она тоже расплакалась, повторяя: “Не хочу, не пойду”.

Что случилось с девочкой. Объясните причину данной ситуации? Спрогнозируйте возможное поведение ребенка и родителей.

23. Две мамы вели разговор по поводу использования детьми компьютера. Первая с гордостью говорила, что они с мужем подарили дочке компьютер. А вторая ответила: «Ну и зря! Будет часами сидеть перед монитором, портить зрение и осанку, вырастет некоммуникабельной, неприспособленной к жизни…»

Выскажите и обоснуйте свою позицию: чего больше – вреда или пользы для ребенка от общения с компьютером.

24. Дима (1 год 10 мес), имея автономную речь, не мог понятно сказать о своем желании, чтобы мама дала ему игрушку. Мама же настаивала на том, чтобы Дима произносил слово правильно. Тем более не заменял слово жестом.

В другом случае мама старалась включить Диму в игру с детьми во время прогулок в скверике.

Верно ли делала мама, когда создавала для ребенка противоречивые ситуации?

Как правильно руководить самодвижением ребенка? Приведите случаи такого руководства взрослыми.

25. Петя ходит в подготовительную к школе группу. Воспитатель иногда хвалит его, но мама Пети постоянно недовольна им. Мальчик все делает медленно, неуверенно. Мама считает, что он ленится.

Она начала учить его читать и писать (он пишет в тетради), заставляя переделывать, если плохо получается. Петя то и дело говорит: “Я не умею, у меня не получается”. “Я лучше буду играть”. Мама недоумевает: “Но сколько же можно играть? А может быть, его надо больше хвалить? Но за что?”

Как должен поступить воспитатель в данной ситуации?

Какие ошибки часто допускают взрослые?

26. Воспитатель внесла в группу новый строительный конструктор. Вова (5 лет) большим удовольствием начал раскладывать детали конструктора.

– Что ты хочешь построить?– спросил педагог

– Что…что получится,– ответил Вова.

– Как?

– Буду строить из кубиков и кирпичиков.

Начинает строить. Поставил кубики, на них кирпичики.

– Нет, я лучше ракету построю…

Укладывает кубики один на другой. Столбик качается. Пытается держать рукой, но вся конструкция рухнула. Он уходит, оставляя груду строительных деталей.

Воспитатель говорит: "Попробуй еще раз". Снова неудача.

Как оценить действия педагога? Что должна сделать воспитатель, прежде чем дать ребенку строительный конструктор?

27. . Ваня (5 лет) пришел в детский сад в новом костюме, на котором изображена звездочка. На пуговицах тоже были изображены звездочки. Пуговицы очень понравились ребятам.

Вскоре воспитатель заметил, что на пиджаке у Вани не осталось ни одной пуговицы.

– Куда ты дел пуговицы? – спросил педагог.

– Я подарил их ребятам, – ответил Ваня.

– Разве так можно, мама будет ругать.

– Нет, нет, мама будет довольна, – убежденно ответил мальчик. – Она всегда говорит: “Жадным быть нехорошо”.

Дайте психологическое обоснование поведению Вани.

Почему, зная правила поведения, дети часто их нарушают?

28. В поведении Мити (5 лет), мальчика очень активного, энергичного, интеллектуально хорошо развитого, воспитательница заметила два психологических факта:

1. Его стремление командовать сверстниками.

2. Его неумение выслушивать не очень складную речь сверстников.

Сделайте прогноз: как могут развиваться взаимоотношения Мити со сверстниками в дальнейшем .

Сеня (4 года 6 мес), отстраняя от себя недоделанную модель трактора и конструктор, захныкал:

– Я больше не хочу! Я больше ничего не хочу!

– Что случилось? Ты не заболел? – забеспокоилась мать.

– Нет, – вяло ответил малыш.

– Устал?

– Нет.

– Что же тогда? Не получается? Брось свой конструктор, займись чем-нибудь другим.

– Нет, пусть доделает. Отдохнет и доделает, – вмешался отец.

– Не хочу! – устало протянул мальчик. – Ничего не хочу.

– Ну, ну, не капризничай, – стоял на своем отец. – Начатое дело надо доводить до конца. Пойми: не все легко дается, где-то и попотеть требуется.

– Чего ты к нему привязался! Не видишь, – не хочет, – рассердилась мама.

– Мало ли что не хочет. Надо!

– У него вся жизнь впереди, еще успеет наделать не только игрушечных, но и настоящих тракторов.

– Не скажи! Если он перед каждой трудностью пасовать будет, то вряд ли что сделает.

Проанализируйте суждения папы и мамы. Как надо поступить родителям в данной ситуации?


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Ветлужский районный дом детского творчества

Методическая разработка

Занятия кружка

«Тестопластика»


по теме

«Использование кейс-методов в кружковой работе»


Ганзина Марина Евгеньевна, педагог дополнительного образования

г. Ветлуга, 2014 год

Введение…………………………………………………………………………...3

    Теоретическая часть……………………..………………….………......4

    1. Понятие и виды кейс-технологий………………………………………...4

      Использование кейс-технологии в рамках общеобразовательного процесса…….………………………………………………………..……6

    Практическая часть……..……………………………………………...8

    1. Планирование занятия с применением кейс-метода…………..…….....8

      План – конспект занятия по теме «Правильность приготовления соленого теста»……………………………………………………….…...8

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы………......……………………………….16

Приложение №1………………………………………………………………….17

Приложение №2………………………………………………………………….18

Введение

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс-технологии – это не повторение за педагогом, не пересказ слов педагога или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Целью работы является: разработка занятия кружка «Тестопластика» с использованием кейс-технологии.

Указанная цель обусловила постановку следующих задач :

    изучить теоретический аспект и историю метода кейсов;

    составить план занятия по теме «Правильность приготовления соленого теста» с применением кейс-технологии;

    проанализировать и оценить эффективность использования кейс-технологии на занятиях кружка.

Логика исследования определила структуру данной работы, которая включила в себя введение, теоретическую и практическую части, заключение и библиографический список.

При подготовке методической работы были использованы учебная литература, статьи из педагогических научно-методических изданий и электронные ресурсы.

    Теоретическая часть

      Понятие и виды кейс-технологий

Ключевым компонентом технологии ситуационного анализа является кейс. Это та реальная жизненная проблемная ситуация, которая запускает процесс познания на занятии. Вместе с тем, кейс – это комплексный дидактический инструмент, включающий в себя не только описание реального события, но и методические приемы, обеспечивающие его анализ и осмысление. Поэтому от качества выбранного или созданного педагогом кейса во многом зависит успех всей работы на занятии.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г., поэтому нередко ее называют гарвардским методом. В ведущих школах бизнеса Западной Европы кейсы стали активно использоваться в 60-е гг. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

В ходе становления и применения технологии специалистами было создано огромное количество кейсов, так что со временем появилась необходимость в их классификации. Следует отметить, что единых критериев для классификации кейсов на данный момент не существует, и каждый автор систематизирует кейсы по своим основаниям. Тем не менее, знание основных видов кейсов поможет педагогу сделать оптимальный выбор вида кейса с учетом специфики содержания конкретной изучаемой темы.

    По способу их создания

    Полевые – кейсы, в основе которых лежит проблемная ситуация, основанная на реальных фактах, связанная с реально существующими объектами, явлениями, людьми.

    Кабинетные – кейсы, которые представляют собой типическое обобщение множества реальных фактов. Создаются тогда, когда для иллюстрации какого-либо явления или процесса трудно найти единичный реальный пример.

    По структуре

    Структурированные кейсы (highly structured case) - короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Для такого типа кейсов существует определённое количество правильных ответов. Они предназначены для оценки знания и/или умения использовать одну формулу, навык, методику в определённой области знаний.

    Неструктурированные кейсы (unstructured cases). Они представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определённой области. Для них существуют несколько правильных вариантов ответов и обычно не исключается возможность нахождения нестандартного решения.

    Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) могут быть как очень короткие, так и длинные. Наблюдение за решением такого кейса даёт возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за отведённое время. Если проходит групповое решение, то может ли он подхватить чужую мысль, развить её и использовать на практике.

    По размеру

    Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для командной работы в течение нескольких дней и обычно подразумевают командное выступление для презентации своего решения.

    Сжатые кейсы (3-5 страниц) предназначены для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию.

    Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к теории, преподаваемой на занятии. Во многих случаях мини-кейс может быть сформулирован кратко, в виде одного-двух абзацев, и снабжен вопросами, на которые требуется дать ответ в обсуждении.

Кроме того, различаются кейсы, в которых четко сформулирована проблема, и обучающимся необходимо найти пути ее решения, и кейсы, в которых четкой формулировки проблемы нет – её необходимо сначала самостоятельно сформулировать, а затем предложить варианты решения.

      Использование кейс-технологии в рамках общеобразовательного процесса

В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование, другими словами, использованию метода кейсов в обучении учащихся предшествует разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием ситуации реальной профессиональной деятельности. Кейс-технологии за счет ориентации на конкретные, практические проблемы, которые призваны решать специалисты очень многих сфер деятельности, позволяют повышать мотивацию учения у учащихся, так как им становится понятным, зачем, в какой ситуации может пригодиться тот или иной учебный материал, как применить его в конкретной практической деятельности. Применение данной педагогической технологии дает возможность развивать важные интеллектуальные навыки у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.

«Кейс» - метод опирается на совокупность дидактических принципов:

1. Индивидуальный подход к каждому обучаемому, учет его особенностей, потребностей и стиля обучения;

2. Максимальное предоставление свободы в обучении;

3. Обеспечение достаточным количеством наглядных материалов;

4. Концентрация на основных положениях, а не «загрузка» учащихся большим объемом теоретического материала;

5. Обеспечение доступности педагога для учащегося;

6. Формирование у учащихся навыков самоуправления, умения работать с информацией;

7. Акцентирование внимания на развитии сильных сторон и положительных качеств учащихся.

Организация работы учащихся на основе кейс - технологии

Для проведения анализа конкретной ситуации работа с материалами кейса зависит от их объема, сложности проблематики и степени осведомленности учащихся с данной информацией.

Возможны следующие альтернативные варианты:

    Учащиеся изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной преподавателем литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняются дома индивидуально каждым.

    Учащиеся знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

    Учащиеся получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним. Данный вариант подходит для небольших по объему кейсов, примерно на 1 страницу, иллюстрирующих какие-либо теории, концепции, учебное содержание, и могут быть использованы в начале занятия с целью активизации мышления обучаемых, повышения их мотивации к изучаемой тематике.

Этапы организации учебного процесса

1. Подготовительный (определение места кейса в учебном курсе; поиск источника; создание макета кейса; описание хода занятия)

2. Ознакомительный (вовлечение учащихся в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления)

3. Аналитический (обсуждение ситуации в группах или индивидуальное изучение проблемы учащимися; подготовка решения)

4. Итоговый (Основная задача этого этапа – представить и обосновать решение по кейсу).

Основными этапами кейс-технологии на занятиях кружка «Тестопластика» являются:

    подготовка и предоставление педагогом учебно-методического материала по изучаемой теме ученику;

    планомерная и последовательная работа с учащимися по проработке каждого вопроса темы, предполагающая как самостоятельное изучение ребенком отдельных вопросов, так и работу в классе или индивидуальные консультации;

    обязательное обобщение изучаемой темы педагогом, выявление пробелов в изучении вопросов темы и их устранение;

    диагностика и рефлексия результатов деятельности по окончании изучения темы.

Технологическая схема создания кейса:

1. Определение того раздела образовательной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.

2. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом.

3. Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели (обратить внимание, что вид ситуации надо выбрать: жизненная, учебная, научная).

4. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке.

5. Определение источников и методов сбора информации.

6. Выбор техник работы с данным кейсом.

7. Определение желаемого результата по работе учащихся с данным кейсом (составление листа оценки).

8. Создание кейса и его апробация в процессе обучения.

    Практическая часть

Использование кейс-метода на занятиях кружка «Тестопластика»

по теме «Правильность приготовления соленого теста»

2.1. Планирование занятия с применением кейс-метода

Главными целями применения кейс-метода являются следующие:

    обобщение, активизация и закрепление знаний учащихся, приобретенных при изучении темы;

    умение анализировать ситуацию, разбираться в сути проблем, предлагать возможные варианты решения и выбирать лучший из них;

    развитие навыков учащихся по работе в группе, сотрудничество, взаимная помощь;

Основная задача: обращение к жизненным реалиям для их последующего осмысления и преобразования.

Количество и состав участников:

1) учащиеся кружка «Тестопластика» разбиваются на 2 группы,

2) экспертная комиссия в лице педагога,

4) главным действующим лицом, которое будет задавать ритм и ход урока, является педагог.

Методические советы на подготовительный период, необходимые для проведения занятия:

Обстановка в классе должна быть соответствующей: столы необходимо расставить так что бы четко прослеживалось их деление на 2 группы.

На доске представлены наглядные материалы по способам приготовления соленого теста, инструментов для работы.

Раздаточный материал (продукты, и инструменты для приготовления соленого теста).

При составлении данного занятия был использованы интернет-ресурсы, где представлен опыт работы по кейс-техноологиям.

      План – конспект занятия

Тема: «Правильность приготовления соленого теста».

Возраст: 7 лет (1 класс)

Цель деятельности педагога

    знакомство детей с различными рецептами приготовления соленого теста для изготовления поделок;

    обучение приёмам приготовления соленого теста;

Задачи деятельности педагога

Дидактические:

    ознакомить с продуктами, из которых готовят соленое тесто мука, соль, вода, клей ПВА, крахмал), с материалами и инструментами для приготовления теста;

    ознакомить с правилами мытья посуды.

Развивающие:

    развивать навыки по приготовлению соленого теста,

    развивать наблюдательность в работе; познавательные интересы и логическое мышление.

Воспитывающие:

    воспитывать эстетический вкус,

    воспитание сотрудничества работы в группе.

Оборудование

Наглядные материалы с изображениями материалов, инструментов для приготовления соленого теста, продукты для приготовления теста.

Тип занятия

Постановка и решение учебных задач

Планируемые образовательные ресурсы

Предметные: познакомятся с историей возникновения соленого теста, с приемами приготовления теста и безопасных приемов труда при приготовлении теста; с помощью педагога осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности

Метапредметные:

Познавательные : добывают новые знания; находят новые ответы на вопросы, используя информацию, выложенную в кейс, свой жизненный опыт, используя информацию, полученную на занятии от педагога;

Регулятивные : определяют и формируют цель деятельности на занятии с помощью педагога; проговаривают последовательность действий на занятии;

Коммуникативные : слушают и понимают речь других; доносят свою позицию до одноклассников;

Личностные : анализируют и оценивают процесс и результаты своей деятельности.

Методы и формы обучения

Частично поисковый, групповая, фронтальная

Продукты, инструменты и оборудование

Продукты: соль, мука, вода

Посуда: пластмассовое ведерко, ложка, баночка с водой.

Организационная структура занятия

Этапы занятия

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формы совзаимодействия

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

    Мотивирование к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность учащихся к занятию, озвучивает тему и план занятия, создает эмоциональный настрой на изучение нового материала

Слушают и обсуждают тему, оценивают свою готовность и настрой на занятие

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, имеют желание учиться, определяют свое отношение к поступкам одноклассников с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждают и обсуждают их

Устные ответы

    Актуализация знаний

Вступительное слово педагога и беседа по вопросам

Когда люди начали делать поделки из соленого теста?

Почему в тесто добавляется много соли?

Слушают педагога, отвечают на вопросы

Фронтальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа педагога, дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; ориентируются в своей системе знаний и умений

Коммуникативные : обмениваются мнениями, слушают друг друга

Устные ответы

    Изучение нового материала

Работа с технологическими картами

Знакомит учащихся с технологией приготовления теста. Нацеливает учащихся на творческое самостоятельное действие, организует беседу по вопросам:

Какие продукты, инструменты и посуда понадобятся для приготовления теста?

В каких пропорциях кладут продукты в соленое тесто по простейшему рецепту?

В какой последовательности закладываются продукты?

Отвечают на вопросы, наблюдают, анализируют, сравнивают, делают выводы

Фронтальная, групповая

Познавательные: отвечают на вопросы, делают сравнения; осуществляют поиск необходимой информации; дополняют и расширяют имеющиеся знания, применяют на практической работе.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, работают по совместно составленному плану, используют необходимые средства (технологические карты, приспособления и инструменты); осуществляют контроль точности выполнения операции

Коммуникативные: высказывают собственное мнение в устной форме при составлении ответов на вопросы педагога, обмениваются мнениями, слушают другу друга, строят понятные речевые высказывания.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием

Устные ответы

    Первичное осмысление и закрепление

Самостоятельная работа

Создает условия для выражения самостоятельного действия (приготовление теста)

Учатся замешивать соленое тесто

Групповая

Познавательные : самостоятельно выделяют и формулируют цели

Регулятивные: осуществляют

пошаговый контроль своих действий

Творческая, практическая работа

    Итоги занятия

Рефлексия

Обобщающая беседа

Организует беседу:

Чему вы научились сегодня?

С какими трудностями столкнулись?

Что было интересного?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на занятии.

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: оценивают свою работу на занятии, анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на занятии.

Оценивание работы учащихся на занятии

    Ход занятия

    Организационный момент занятия (3 мин). Проверка готовности учащихся к занятию. Объявление целей и задач.

    Изучение нового материала (18 мин).

    Наш сегодняшний занятие мы начинаем с историей приготовления соленого теста.

    Рассказ из истории соленого теста. Когда люди научились делать тесто. Какие продукты изготавливали из теста. Как появилось соленое тесто и поделки из него.

    Самостоятельная работа учащихся (15 мин). Вначале педагог читает кейс и задания кейса. Затем учащиеся делятся на две группы по рядам. В каждой группе выбирается спикер. Далее ведется обсуждение. После обсуждения спикеры от каждой команды дают ответы на задания кейса. А оппоненты могут задавать свои вопросы. Так как дети в кружке 7-летние и пока еще медленно и плохо читают, педагог сам читает кейс. А затем задания кейса. Каждое последующее задание обсуждается последовательно после подведения итогов по предыдущему заданию.

    Практическая работа (35 мин)

    Предлагаю приступить к изготовлению соленого теста.

    Учащиеся приступают к самостоятельной работе по вымешиванию теста.

    Каждый учащийся вымешивает свое тесто.

    Педагог проводит текущий инструктаж и осуществляет целевые обходы. Первый обход – проверка организации рабочих мест и соблюдения безопасных приемов труда. Второй обход – проверка правильности трудовых приемов и технологической последовательности. Третий обход – приемка и оценка работ.

    Молодцы! А сейчас самое время сравнить как вы выполнили задание.

    Закрепление пройденного материала (5 мин).

    Вопросы для закрепления пройденного:

    Какие существуют рецепты приготовления соленого теста?

    Какой рецепт использовали мы на сегодняшнем занятии?

    Какие необходимо соблюдать правила при вымешивании соленого теста для использования его в дальнейшем для изготовления поделок?

  1. Итог занятия (5 мин ). Рефлексия.

  2. Данный кейс предназначен для занятий на кружке «Тестопластика». Освещает раздел общеразвивающей программы «Тестопластика» по теме «Правильность приготовления соленого теста» в занимательной игровой форме. Основная задача - помочь активно усвоить учебный материал, свободно ориентироваться в изучаемых вопросах. Преодоление трудностей, попытка подумать, поразмышлять доставят не только глубокое познавательное удовлетворение, но и большую радость.

    В процессе проведения занятия ведется многоуровневое обучение: уровень восприятия учебного материала, уровень воспроизводства знаний, уровень освоения знаний с измененными условиями, уровень получения новых знаний на базе ранее полученных.

    При изучении нового материала необходимо сделать акцент на то, что рецептуру приготовления теста не следует изменять и нарушать. Учащиеся в ходе выполнения кейс-задания должны проанализировать правильность (или неправильность) поведения героев Кейс-задания (Кати и Миши) и сами должны найти ответы.

    После прочтения задания учащиеся приводят примеры чаще всего услышанные в задании или увиденные дома, вспоминают рассказы и сказки, делятся собственным опытом. Поэтому выполнение кейс-задания не составит для них особого труда.

  3. Заключение

  4. Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-метод, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-метод, их подготовки и проведения.

    Использование кейс-метода на занятиях кружка «Тестопластика» сможет стать отличной альтернативой скучному и неинтересному занятию для учащихся. Кроме того, кейс- технологии помогут учащимся раскрыть свой потенциал не только в рамках одной предметной области, но и смогут расширить их знания во многих сферах человеческой деятельности.

  5. Список использованной литературы

    И.П. Арефьев. Занимательные уроки технологии. 5 кл. М.: Школьная пресса. – 2005.- 80 С.

    Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология». – М.: «5 за знания», 2008

    Технология. Обслуживающий труд 5 класс. Под редакцией В.Д. Симоненко Вентана-Граф, 2005

    Технология. 2 класс: технологические карты уроков по учебнику О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой, - Волгоград: Учитель, 2013. – 1-94 с.

    Видеоролик «Каша, мать наша» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vk.com/video?q=%D0%BA%D0%B0%D1%88%D0%B0%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8C§ion=search&z=video2562615_159163570

    Видеоматериал «Маша и Медведь. 16 серия. Маша + каша» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.masha-mult.ru/2012/12/masha-i-medved-16seria-online.html

    Электронный ресурс: http://www.openclass.ru/node/227792

    Электронный ресурс: http://www.proshkolu.ru/lib/id/3544/

    Проанализируйте ситуацию в данном задании и выявите главную проблему. (Катя неверно замесила тесто. Она использовала крупную соль вместо мелкой и поэтому ей не удалось вылепить аккуратную поделку, тесто рассыпалось.)

    А почему так произошло у Кати? (Катя не правильно начала замешивать тесто. Сначала смешивается соль и мука, а атем понемногу добавляется вода, пока тесто не перестанет прилипать к рукам. Катя добавила крупную соль в тесто)

    Соблюдала ли катя правила замешивания теста и рецепт?

    Составьте свой план приготовления теста.

  1. Учащиеся делятся на 2 команды.

    Так как возраст учащихся – 7 лет(1 класс) и они еще плохо читают, а задание довольно большое, то кейсы не раздаются командам, а зачитываются педагогом.

    Спикеры от каждой команды, после небольшого обсуждения, высказывают свою точку зрения. Затем педагог задает поочередно задания кейса. педагог я задаю вопросы.

    Каждая команда после небольшого обсуждения дает свой ответ. Мы сравниваем ответы обеих команд. Плюсы и минусы. Почему так произошло. Соблюдала ли Катя рецепт и правила замешивания теста?

    Затем каждая группа составляет свой план приготовления теста и замешивает тесто по своему плану.

    Подводя итог занятия, мы рассматриваем и сравниваем какой план замешивания теста, который составила каждая команда, сравниваем тесто обеих команд. Какое получилось тесто (липкое, однородное, без комочков, прилипает ли к рукам, не рассыпается ли).

Разделы: Общепедагогические технологии

Для организации успешного педагогического процесса, отвечающего за повышение качества обучения учащихся, необходимо изменить все компоненты, определяющие состояние образовательного пространства:

  • предусмотреть соответствующие методы и формы организации образовательного развивающего процесса,
  • овладеть методологией их постоянной корректировки,
  • создать необходимую учебно-материальную базу,
  • спроектировать и внедрить такие педагогические технологии, которые позволят наиболее эффективно решить поставленные задачи, в ходе сотворчества, взаимодействия учителя и его учеников.

Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая преподавателя. Название кейс – технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Задачи, стоящие перед преподавателем для реализации учебных программ по дисциплинам, привели к тому, что сегодня в современной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами является – кейс технология , которая лежит в основе комплексных технологий:

  • технология продуктивного образования;
  • технология индивидуализированного обучения И. Унт;
  • адаптивная система обучения А.С. Границкой;
  • обучение на основе индивидуально – ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова;
  • компьютерная технология;
  • проектный метод.
  • информационно-коммуникативная технология.

Учителю необходимо владеть соответствующими профессиональными качествами, которые присущи педагогу-новатору: умениями при необходимости изменять свои ролевые функции (организатор самостоятельной деятельности учащихся, экспериментатор, участник совместной исследовательской деятельности и др.); осуществлять диагностику результатов деятельности обучающихся с учетом характера педагогической системы (базисный или профильный уровень подготовки) и индивидуальности обучающихся; организовывать деятельность учащихся так, чтобы они могли осуществить право выбора вида учебной деятельности; при необходимости переходить от использования одной технологии обучения к другой, и при неудаче не отказываться сразу от ранее выбранной технологии или методики, а пытаться проанализировать и продолжать эксперимент, внося в организацию деятельности необходимые поправки (рефлексия).

В преподавании учебных дисциплин, для достижения предполагаемого уровня обученности, воспитанности, развития учащихся и нацеленности на решение поставленных задач, правильно, на наш взгляд, переходить от использования кейс технологии к компьютерной и наоборот.

В последнее время мы всё чаще используют информационные технологии. Под информационными технологиями обучения понимаются структуры взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео-).

Одна из технологий кейса, является компьютерная технология, которая может осуществляться через: применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач, как основная, определяющая, наиболее значимые из используемых в данной технологии частей, как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера) однако монотехнологии реализуются учителями нашего города недостаточно, за неимением технической базы оснащения. Кабинеты биологии и математики оснащены современным оборудованием – компьютер, интерактивная доска, телевизор и видеомагнитофон, диски:

1. 1С.: Репетитор;

2. Мультимедиа комплекс;

3. Учебное электронное издание;

С проблемой формирования положительной мотивации учащихся сталкиваются многие педагоги. Нет, и не может быть универсального решения этой задачи, поэтому учитель сам находит оптимальные пути, исходя из особенностей классного коллектива, возрастной группы учащихся, уровня их готовности и к позитивной учебной деятельности. Конечной целью работы с детьми в этом направлении является достижение наивысшего проявления мотивации – стойкого интереса к предмету. Часто процесс обучения превращается для детей в обыденную повинность. Происходит это тогда, когда школа и учеба перестают быть органичной частью жизни школьника. Если ребенок чувствует, что он не полноправный участник учебного процесса, а всего, лишь пассивный субъект, обязанный воспринимать наваливающийся на него поток теоретической информации, то достичь высокого уровня мотивации будет сложно.

В основе создания условий для положительной мотивации школьника лежит интерес. Пробуждение в нем интереса - процесс, в котором педагогу отведена одна из главных ролей. Интерес ребенка к учению напрямую зависит от содержания образования, поэтому мы не должны удивляться, когда в одном случае ученик на уроках проявляет апатию и полное безразличие, а в другом – по-настоящему и с интересом трудится.

Формирование интереса предмету происходит по следующей схеме:

  • на первой стадии – удивление и любопытство. Эта стадия познавательной направленности личности ученика характеризуется тем, что объектом является не содержание урока, а внешние моменты или исторический материал, или прикладной характер изучаемого совместно с наглядными пособиями, мастерством учителя, формами работы.
  • вторая стадия – от любопытства к любознательности.

По мере обогащения запаса конкретных знаний, осознания фактов, законов, теорем ученик придает все большее значение реальному содержанию объекта своего интереса.

  • третья стадия – от любознательности к устойчивому интересу.

Существуют различные методы, основанные на результатах педагогической практики и направленные на формирования у школьников устойчивых познавательных мотивов, среди которых большие возможности дает учителям - математики использование ИКТ на уроках.

Бурно развивающиеся информационно-коммуникативные технологии предъявляют новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Однако, современные достижения ИКТ, конечно же, ни в коей мере не умаляют все лучшие достижения и методические разработки в области преподавания учебных предметов, в которых тоже значительное место отведено различным приемам предметно-ориентированной мотивации школьников. Применение средств ИКТ должно быть разумным и теперь уже неотъемлемым дополнением в системе преподавания педагогов. Грамотное использование на уроках современных информационных технологий, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию у них ключевых компетенций, а с другой – организует работу учащегося и учителя.

Чтобы сформировать положительную мотивацию учения школьников мы проводим уроки в нестандартной форме с применением информационно-коммуникативных технологий. Внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Варианты использования ИКТ могут быть разнообразными и включать в себя различные актуальные элементы. Здесь нет единого шаблона, да и не должно быть. Учитель, мыслящий творчески, всегда находится в поиске и в этой работе перед ним раскрываются новые возможности по реализации своего потенциала. И нельзя, конечно, забывать о главной цели использования ИКТ– достижении высокого уровня учебно-предметной мотивированности учащихся. Необходимо помнить о том, что ИКТ – это один из важнейших компонентов учебного процесса и чрезмерное увлечение им может превратиться для школьников в бесполезное времяпрепровождение. Поэтому в основе работы любого педагога должен лежать принцип разумной соразмерности применяемых средств обучения, их логической сочетаемости, соблюдении пространственно-временных границ. Учесть эти элементы и не впасть в крайность поможет педагогу основа основ его работы – планирование. Использование компонента ИКТ как для формирования положительной мотивации учащихся, так и достижения активного интереса к предмету может быть представлено в следующих видах деятельности:

  • Изучение правил по темам с использованием электронных учебников.
  • Поиск дополнительного теоретического материала через Интернет.
  • Тренировочно-соревновательное тестирование в игровой форме с нестандартным оцениванием (смайлики, шутливые аудио комментарии).
  • Тренировочно-диагностическое тестирование.
  • Тематическое тестирование.
  • Е-mail домашние задания (в сети Интернет).
  • Контрольное тестирование.
  • Контрольно-зачётное тестирование формата ГИА и ЕГЭ с автоматической проверкой результатов и указанием пробелов.
  • Практическая (работа с текстами).
  • Игровые формы деятельности с использованием ИКТ: соревнования на скорость и качество выполнения заданий различных уровней сложности.
  • Подготовка тематических презентаций Power Point.
  • Мультимедийные учебные пособия: “Живая математика”.
  • Использование интерактивной доски.

Для работы не требуется специальных знаний и навыков. Спроецировав изображение на доску, пользователи управляют им легким касанием карандаша, делают соответствующие записи и исправления. Отдельные изображения, фрагменты текста можно выделить, что позволяет сфокусировать внимание учащихся именно на этом материале. Стопроцентная наглядность, возможность иллюстрировать материал любого типа (текст, видео, мультимедиа, схемы и др.). Высокий уровень активности детей на уроке; отсутствие страха отвечать у доски.

Перечисленные формы деятельности, которые, конечно, не претендуют на роль исчерпывающих, по использованию ИКТ-технологий как для достижения положительной мотивации учащихся при обучении математики учащихся среднего школьного звена, так и при подготовке к ГИА и ЕГЭ учащихся старшего звена предполагают активную деятельность школьников. Немаловажно и то, что таким образом у детей формируется заинтересованность в достижении положительного результата.

Использование данных технологий позволило нам:

1. Значительно сэкономить время на уроке;

2. Повысить уровень наглядности в ходе обучения;

3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;

4. Привлечь пассивных слушателей;

5. Обеспечить моментальную обратную связь;

6. Активизировать познавательную активность учащихся, желание изучать предмет;

7. Обеспечить повторение ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности.

На наш взгляд, использование ИКТ на уроках необходимо. Внедрение ИКТ в образовательный процесс стимулирует познавательный интерес к математике, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета, способствуют повышению эффективности обучения и самообучения, повышению качества образования.

Учащимися созданы презентации, которые позволяют им не только приобрести навыки работы с компьютером, но самостоятельно, изучив тему, уверенно объяснить ее другим ребятам, самоутвердиться.

Проектный метод – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Одним из разновидностей проектного метода является кейс – метод.

Кейс-метод обучения - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке учащихся к сдаче экзаменов ГИА и ЕГЭ, а также реализации себя в социуме.

Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности.

Выделяют следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации:

  • закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса);
  • отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки);
  • отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений;
  • экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).

Кейс-метод опирается на совокупность определенных дидактических принципов:

  • индивидуальный подход к каждому ученику, учёт его потребностей и стиля обучения,
  • максимальное предоставление свободы в обучении (возможность свободы выбора высказывания, формы обучения, типа задач и способа их выполнения);
  • обеспечение учеников достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются задач (статьи в печати, видео-, аудиокассеты и СD - диски, продукция компаний, деятельность которых анализируется);
  • не загружать учеников большим объемом теоретического материала, концентрироваться лишь на основных положениях;
  • обеспечение доступности изложения учебного материала для учащихся;
  • формирование у учеников умения работать с информацией и ее перерабатывать;

Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности учителя включает в себя выполнение нескольких функций:

Обучающей,

Воспитывающей,

Организующей,

Исследовательской.

Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы.

1. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.

Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведения занятия. Для этого необходимо еще подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы школьников, так и для проведения предстоящего занятия.

2. Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад учеников в анализ ситуации.

Кейс - метод развивает компетентностные качества личности: аналитические умения, практические умения, творческие умения, коммуникативные умения, социальные умения. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения.

Все вышеперечисленные положения послужили основой для первых попыток использования кейс-технологий при изучении дисциплин биологии и математики.

Кейс-технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.

В жизни студентам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

Достоинством кейс-технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у преподавателя и студентов.

Конечно, использование кейс-технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности студентов. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.


Top