Программа культурно-досуговой деятельности. Особенности разработки культурно - досуговой программы в учреждении дополнительного образования детей Примерная структура культурно досуговых программ проектов мероприятий

ПРОГРАММА

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Составитель:

Полякова Е. А., преподаватель

2016 г.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Сафоновская детская школа искусств № 1»

Издешковское отделение

Программа

культурно-досуговой деятельности

Срок реализации программы: длительная

Составитель: Полякова Елена Анатольевна, преподаватель

  1. Пояснительная записка
  2. Цель и задачи
  3. Ожидаемые результаты и способы их проверки
  4. Современные технологии, формы и методы в работе с детьми
  5. Содержание программы
  6. Условия реализации Программы
  7. Литература
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями, с целью обеспечения высокого качества образования, привлекательности его для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности, образовательное учреждение должно создавать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность творческой деятельности обучающихся.

Эта деятельность в большой степени реализуется за рамками учебного процесса в свободное от занятий время, тем самым органично включаясь в деятельность досуговую и реализуясь в различного рода досуговых мероприятиях - праздниках, концертах, конкурсах, театрализованных представлениях, тематических мероприятиях.

По определению досуг - часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей и отдых, и дальнейшее развитие личности. Любой досуг способен выполнять четыре главные функции: отдых, развлечение, общение, саморазвитие.

Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время обучающихся видами и форами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на их индивидуальность, способствовали здоровому образу жизни. Однако, стоит учитывать, что свободное время, используемое для реализации общественно важных, социально-значимых проектов оказывает и не менее важное воспитательное воздействие на развитие личности. С этой точки зрения формат культурно-досуговой деятельности определяется исходя из содержания тех или иных мероприятий и их полезности для обучающихся.

В связи с этим проблема организации свободного времени детей может быть решена в процессе целенаправленной деятельности, неразрывно связанной с воспитанием и образованием, что возможно при наличии соответствующей Программы, тем самым определяя её актуальность.

Данная Программа предназначена для детей от 6,5 до 17 лет и позволяет организовать досуговую деятельность таким образом, чтобы каждый ребёнок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, интеллектуальные и физические способности, самостоятельность. Активное привлечение в досуговую деятельность родителей (законных представителей) позволяет развить и укрепить внутрисемейные связи и традиции. Через познание, просвещение и общение - формировать направленность личности на социально-значимые нормы и нравственные ценности.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель:

Создание условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания.

Задачи:

– развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;

– приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;

– формирование опыта социального взаимодействия и ответственности, уверенности в своих возможностях;

– формирование опыта организации содержательного досуга.

Решение этих задач осуществляется с учетом интересов детей, их уровня развития, возрастных и психолого-педагогических особенностей.

  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

Данная досуговая программа ориентирована на достижение определенного результата.

Ожидаемые результаты:

Осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;

Осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;

Приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел;

Умение содержательно и разнообразно проводить свободное время, использовать свои способности с пользой для себя и для общества;

Освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;

Повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

Формирование традиций образовательного учреждения.

Способы проверки ожидаемых результатов.

Отслеживание результатов реализации Программы можно осуществлять с помощью:

Систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений;

Проведения опросов детей и родителей;

Бесед с родителями;

Организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике);

Анализа творческих работ учащихся;

Количественных показателей (количество проведённых мероприятий, участников мероприятий, зрителей).

  1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

В процессе культурно-досуговой деятельности для решения поставленных задач в процессе работы с детьми используются различные технологии:

Личностно-ориентированные,

Дифференцированного подхода,

Коллективно-творческие,

Здоровьесберегающие,

Информационно-коммуникативные.

В рамках Программы культурно-досуговая деятельность организовывается в форме мероприятий.

Мероприятия - э то события, занятия, ситуации. По определению Е. В. Титовой, характерными признаками такого типа форм являются - созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Такие мероприятия проводятся как:

Конкурсы (творческих работ, зрительских симпатий)

Концерты (тематические, праздничные)

Экскурсии;

Тематические классные часы

Беседы,

Викторины;

Театрализованные мероприятия

Совместный просмотр с обсуждением (документальных, художественных фильмов, концертов, лекций).

По количеству участников эти мероприятия преимущественно бывают массовыми и групповыми.

В процессе подготовки и проведения мероприятий, обучающиеся, как правило, включаются в различные виды деятельности в зависимости от своих возможностей и уровня сложности мероприятия:

Коммуникативную,

Познавательную,

Творческую,

Социально продуктивную,

Обмен мнениями и впечатлениями в процессе подготовки мероприятия и после его окончания происходит в атмосфере сотрудничества, сотворчества, что позволяет активизировать творческие способности обучающихся и закрепить новые знания.

Подготовка и проведение культурно-досуговых мероприятий, в зависимости от их формы и содержания осуществляется с использованием определённых методов:

Метод воспитывающих ситуаций (формирование межличностных отношений);

Соревновательный метод (используется в конкурсных мероприятиях различной направленности);

Метод формирования познавательного интереса (развитие кругозора, тематические беседы и др.);

Интерактивные методы (театрализованное представление, сюжетно-ролевая игра - используется для активизации зрителей на праздничных концертах);

Метод импровизации.

Неотделимой частью организованной и спланированной культурно-досуговой деятельности является процесс воспитания. Тактика этого процесса в основе своей имеет ряд ценностных ориентиров, обозначаемых как принципы воспитания. Наиболее значимыми в данном случае являются:

Принцип информационной насыщенности обеспечивает приобретение знаний и практических навыков.

Принцип массовости предусматривает участие в культурно-досуговых мероприятиях всех желающих.

Принцип диалогичности означает равноправное взаимодействие и объединение общей идеей педагогов и учащихся в подготовке и реализации досуговых мероприятий.

Принцип общественной направленности воспитания связывает задачи воспитания с процессом обретения социально значимых качеств.

Принцип дифференцированного подхода учитывает возраст, психологические особенности, ценностные ориентации, мотивы деятельности и поведения личности.

Э.В. Соколов классифицирует их по группам:

Праздники - сочетание отдыха и развлечения.

Праздник связывает прошлое и настоящее путем торжественного преображения действительности. Эмоционально насыщенная атмосфера. Возможность открытого выражения чувств.

- самообразование - направлено на приобщение к ценностям культуры.

Повышая общую культуру личности, образовательная деятельность развивает ум, способности, познавательные интересы, эстетические и нравственные чувства.

Творчество - потребность в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, экспериментировании, познании и изменении окружающего мира, помогает совершенствовать отношение к самому себе, создавать новое. Творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень – от потребителя духовных ценностей до их создателя.

Все виды культурно-досуговой деятельности тесно связаны между собой. Одни из них выполняют подготовительные функции. Другие - исполняют завершающие функции, позволяя в полной мере реализовать социально-педагогический потенциал досуга.

Приобщением детей к культуре;

Овладением детьми основами культуры исполнения и культуры восприятия;

Развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных и специальных способностей;

Постижением искусства общения, поведения, культуры речи;

Формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;

Использованием досуга для реализации социально-значимых проектов;

Освоением основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в многодневных экскурсиях, выездах на фестивали, конкурсы).

Подготовка мероприятия начинается с определения его тематики, актуальности, значимости, цели и задач, выбора аудитории.

Следующим этапом является планирование и подготовка сценария.

Количество участников, распределение тематического материала, время репетиций, участие родителей, переговоры с представителями различных организаций с целью сотрудничества, оповещение приглашённых, иногда поиск спонсоров, а также решение вопросов, возникающих в процессе подготовки – всё это сплачивает коллектив, обучающихся, их родителей, позволяет устанавливать партнёрские отношения с учреждениями образования и культуры.

Этот этап позволяет свободное время наполнить содержанием, смыслом, представить осуществление задуманного, мобилизовать для этого необходимые ресурсы.

Успех мероприятия будет зависеть как от совместных усилий, так и от мотивации и ответственности каждого участника.

Результатом всей подготовительной работы становится не только проведённое мероприятие, но и отзывы гостей, и что не менее важно, мнения самих участников. Обсуждение, обмен эмоциями, впечатлениями, замечаниями создают такую атмосферу причастности и соучастия, которая и формирует привычку наполнять досуг содержанием, сплачивает вокруг общей цели.

Источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами культурно-досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами обучающиеся и их родители. Безусловным при этом остается следование принципу возрастного подхода к отбору содержания.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Совместная деятельность детей, педагогов, родителей, общественности.

2. Привлечение к организации и проведению мероприятий увлеченных творческих личностей с большим творческим потенциалом.

3. Самореализация творческого и индивидуального потенциала обучающихся

В ходе реализации Программы каждый обучающийся может освоить новые для себя роли – организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, оператор, ведущий, член жюри и др.

Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:

Духовно-нравственное

Гражданско-патриотическое

Художественно-эстетическое

Организация каникулярного времени

Работа с родителями.

Все направления деятельности в рамках Программы представляют собой единый комплекс мероприятий для обучающихся и их родителей (законных представителей), среди которых традиционными являются:

Праздничные концерты (Новогодний, Весенний и Отчётный концерт (с подготовкой сценариев, распределением ролей, элементами театрализации, игр)

- «Культурные каникулы» (просмотр с последующим обсуждением документальных и художественных фильмов, лекций, концертов, мастер-классов).

Помимо традиционных мероприятий в рамках Программы планируются и реализуются социально значимые проекты:

Концерты (концерты-лекции, концерты-беседы, тематические концерты с подготовкой сценариев), носят просветительский характер, проводятся с целью пропагандирования музыкального и исполнительского искусства среди детского и взрослого населения – учащиеся и педагоги средней общеобразовательной школы, воспитанники и воспитатели ДОУ, работники библиотеки, пожилые люди, представители администрации.

Экскурсии (музеи, видео-экскурсии, викторины-экскурсии), осуществляются с целью духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся и предназначены как для обучающихся, так и для целевой аудитории.

Программа культурно-досуговой деятельности не ограничена конкретными сроками, поэтому в процессе её реализации возможны изменения и корректировки относительно количества проводимых мероприятий.

Эти мероприятия включаются в Календарный план, который утверждается в начале учебного года.

Календарный план

Мероприятие

Цель

Задачи

Количество участников

Период подготовки и проведения

Концерт Новогодний

Воспитание культуры использования свободного времени

Развитие познавательной и творческой активности

Формирование умения выступать в разных ролях

массовое

декабрь

Концерт Весенний

Создание условий для формирования внутрисемейных связей и традиций

Развитие навыков культуры общения

Развитие уважительного отношения к маме

Воспитание бережного отношения к природе

массовое

февраль-март

Концерт Отчётный

Развитие творческого потенциала

Развитие культуры исполнения и культуры восприятия

массовое

апрель-май

«Культурные каникулы»

Формирование кругозора в области искусства

Развитие культуры речи в процессе общения

Развитие навыка формирования собственной позиции

групповое

март

Экскурсии

Создание условий для духовно-нравственного и гражданско-патриотического развития личности

Развитие интереса к истории свой страны

Развитие познавательной активности

массовое

октябрь

Концерты

тематические

Пропагандиро

вание музыкального и исполнительского искусства

Развитие общественной активности

Развитие навыка публичных выступлений перед разной аудиторией

массовое

в течение года по согласованию

Таким образом, длительная Программа культурно-досуговой деятельности:

Носит выраженный образовательный и социально-ориентированный характер,

Способствует развитию умений и навыков у детей,

Способствует социальной адаптации и социальной активность детей,

Предоставляет им возможность для самореализации в различных областях творчества в совместном со взрослыми проведении досуга.

  1. ЛИТЕРАТУРА
  1. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. – 2004. - № 4, 6.
  2. Гальченко А.Б. О типологии досуговых программ и не только / Сфера досуга – сфера социализации, с. 47-51.
  3. Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность как педагогическая проблема //Образование и общество. – 2007. – №2. (Интернет-ресурс: education.recom.ru)
  4. Кульпетдинова М.Е. Подходы к разработке досуговых программ // Ключ к успеху. Сборник № 10, с. 276-277.
  5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  6. Периодические издания:

Журнал «Поем, танцуем, рисуем» - ежегодная подписка.

Журнал «Юный художник» - ежегодная подписка.


По своей структуре и оформлению одна часть такого рода программ значительно отличается от дополнительных образовательных программ, другая их часть имеет много схожих с образовательной программой компонентов.

Педагогу, приступающему к разработке культурно-досуговой программы, важно знать о специфике ее целей и задач, содержания, форм и методов реализации.

Особенности целей и задач культурно-досуговых программ:

Цели таких программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной «Я» - концепции.

Эти цели могут достигаться через комплекс примерно следующих задач:

  • - развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;
  • - приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;
  • - формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;
  • - укрепление здоровья детей;
  • - формирование опыта организации содержательного досуга.
  • - приобщением детей к культуре, и более всего к художественной;
  • - овладением ими первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия;
  • - развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей;
  • - постижением искусства общения, поведения, культуры речи;
  • - воспитанием гуманности, толерантности;
  • - формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;
  • - освоением школьниками основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования).

То или иное сочетание вариативных блоков, соответствующих перечисленным выше направлениям, может составлять содержание культурно-досуговых программ.

  • - приобщением детей к художественной культуре,
  • - воспитанием у них культуры общения,
  • - формированием культуры организации досуга,
  • - обучением их основам культуры быта.

Безусловным при этом остается следование принципу возрастного подхода к отбору содержания.

Особый раздел культурно-досуговой программы составляет характеристика конкретных форм ее реализации - мероприятиях, через которые программа воплощается в жизнь.

Группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно-досуговой программы (М.Е. Кульпетдинова):

  • 1) традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.);
  • 2) досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в системе дополнительного образования) - экскурсии, конкурсы, литературные и музыкальные гостиные и др.;
  • 3) совместные досуговые дела нескольких детских объединений - нескольких классов одной параллели, кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования);
  • 4) «репертуарные» мероприятия (спектакли театров, концерты художественных коллективов и т.п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие - в качестве зрителей.

Основанием данной классификации является масштаб мероприятия, фактически определяемый количеством участников.

Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель, решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определенных результатов.

Другая классификация мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, строится в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей (Н.С. Карпова):

I этап - возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации - всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.

II этап - возраст 11 -13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга - организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются: игры на местности, игры на восприятие друг друга, спортивные игры, туризм, вечеринки, встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы), система зарабатывания каких-либо благ, праздники, драматизация.

III этап - возраст 14 -17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов. Это могут быть: вечера современной музыки, диско-шоу, вечера авторской песни, спортивные игры, дискуссии, тренинги, всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; целевые экспедиции - этнографические, экологические, археологические, фольклорные; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).

Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. Это поможет уйти от простой опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка.

Принципы, которые должны быть положены в основу массовых мероприятий с детьми (М.Е. Кульпетдинова): информационной насыщенности, эмоциональности, массовости, активности, самостоятельности, диалогичности, комплексности, дифференцированного подхода, преемственности и последовательности приобщения детей к ценностям культуры, многообразия и вариативности воспитательного влияния культурно-досуговой деятельности, формирования у них опыта социального взаимодействия, взаимодействия руководителя и участников.

Охарактеризуем некоторые из них.

Принцип информационной насыщенности предполагает наличие в содержании проводимого дела (в зависимости от его целевой установки) исторических, краеведческих, этнических, научно-технических, художественно-культурных, этических и других сведений и фактов, например, организация детского фольклорного фестиваля. В структуре фестиваля выделяется не менее 5-ти направлений:

  • - занятия детей в творческих мастерских;
  • - участие детей в конкурсах;
  • - сочинение участниками фестиваля сказок и загадок;
  • - участие детей в играх;
  • - просмотр детьми спектакля.

Такая информационная насыщенность предлагаемых детям видов деятельности обеспечивает не просто их развлечение, а реальное пополнение знаний и практических навыков, расширяет диапазон их актуальной культуры.

Принцип комплексности заключается в сочетании познавательных, развлекательно-рекреационных, коммуникативных и других компонентов, индивидуальных, групповых, массовых форм работы.

Принцип массовости предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех желающих. Обеспечить массовость может применение следующих приемов:

  • 1) проведение единых тематических мероприятий;
  • 2) привлечение детей (особенно это касается подростков) ко всем фазам досуговых мероприятий - от разработки сценария, оформления школьного вестибюля, зала, сцены до участия в реализации конкретного мероприятия в самых разных ролях - артистов, костюмеров, художников, рабочих сцены, осветителей, диск-жокеев, ведущих, зрителей.

Принцип диалогичности означает равноправное взаимодействие педагогов и учащихся в подготовке и реализации всех досуговых мероприятий. Этому может способствовать активное вовлечение в этот процесс вместе с детьми не только педагогов-организаторов, непосредственно отвечающих за подготовку и проведение досуговых мероприятий, но и учителей-предметников, классных руководителей, родителей, желающих и способных принять участие в КТД. Подобное объединение взрослых и детей одной общей идеей способствует сплочению образовательного сообщества, формированию у учащихся ответственности, единения, гордости за метос, в котором он обучается.

Методы осуществления культурно-досуговых программ достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания программы можно использовать:

  • - игровые методы,
  • - упражнения.
  • - обсуждения,
  • - создание, проигрывание и анализ ситуаций,
  • - творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.),
  • - театрализации.

Любая культурно-досуговая программа должна быть ориентирована на достижение определенного результата. В качестве ожидаемых результатов может быть запланировано:

  • - осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;
  • - осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;
  • - изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;
  • - приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;
  • - освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;
  • - повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
  • - изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;
  • - формирование традиций образовательного учреждения.

Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ можно осуществлять с помощью: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа творческих работ учащихся.

С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников досуговых программ.

Таким образом, правильно разработанная и полноценно реализованная культурно-досуговая программа может содействовать введению детей в мир культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта самореализации в совместной со сверстниками творческой деятельности.

Технологии в социально-культурной деятельности.

Социально-культурная деятельность (СКД) гарантирована Конституцией РФ. В ст. 44 установлено право граждан:

На участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры;

Право на доступ к культурным ценностям.

Кроме этого СКД гарантирована «Основами законодательства РФ о культуре» от 1992г., где определены сферы культурной деятельности, раскрыто их содержание, трактуются права человека в области культурной деятельности.

Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены полномочия сельского и городского поселений, полномочий муниципального района и полномочия городского округа по вопросам культуры (в части культурно-досуговых учреждений), которые заключаются в следующем:

Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

Создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;

Создание условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха.

Вопросы местного значения муниципального района:

Создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

Создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района.

Одной из задач по осуществлению полномочий местного органа власти по вопросам культуры (в части организации работы КДУ) является создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры.

Досуг означает время, не занятое работой или другим делом или отдельные моменты свободного времени, промежутки между работой. Досуг подразделяется на познавательный, творческий и рекреативный. Таким образом, задача учреждений культуры клубного типа состоит в предоставлении возможностей населению заниматься народным художественным творчеством в клубных формированиях или предоставлении населению различных культурно-досуговых мероприятий.

Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007г № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ включены показатели – удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры и в работе любительских объединений.

Для справки: в 2007 году охват населения клубными формированиями в Брянской области составил 4,00%, по Центральному Федеральному округу – 3,46%, по Российской Федерации – 3,91%. Несмотря на более высокий показатель по сравнению с показателями по ЦФО и РФ Брянская область по охвату населения клубными формированиями занимает 14 место среди 18 субъектов Федерации по ЦФО.

Социально-культурная деятельность занимает одно из ведущих мест в практической деятельности учреждений культуры и составляет значимую часть в деятельности учреждений всей социальной сферы. Понятие социально-культурная деятельность состоит из двух основополагающих: социальная деятельность и культурная деятельность.

Социальная деятельность – это деятельность, направленная на создание условий, которые должны помочь каждому человеку в разном возрасте успешно пройти процесс социализации и социальной адаптации. Социализация – это процесс освоения личностью различных социальных ролей и усвоение ею нравственных норм, правил поведения, обычаев и традиций данного общества.

Социальная адаптация – это процесс приспособления индивида к изменяющимся условиям жизни.

Успешное прохождение человеком социализации и адаптации позволят ему несмотря на жизненные кризисы и экстремальные ситуации сохранять душевное равновесие, чувство собственного достоинства, трудовую активность.

Культурная деятельность – это деятельность по выявлению, сохранению, освоению, созданию и распространению культурных ценностей. К культурным ценностям относятся: языки, говоры, диалекты, традиции, обычаи, обряды, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения искусства, здания и сооружения, имеющие историко-культурную значимость, технологии.

Таким образом, социально-культурная деятельность – это процесс реализации социальной активности человека или группы людей через выявление, сохранение и создание культурных ценностей путем занятия различными видами творчества, а также деятельность, направленная на саморазвитие, самореализацию и самопознание личности.

Социально-культурная деятельность – это технологический процесс в результате которого появляется такой конечный продукт как: концерт, конкурс, вечер, массовый праздник, спектакль, шоу-программа или др. мероприятия.

Мероприятие – организованное действие или совокупность действий, имеющих целью осуществления чего-нибудь.

К культурно-досуговым мероприятиям относятся: тематические вечера, устные журналы, диспуты, деловые игры, встречи за круглым столом, детские утренники, концерты, вечера ветеранов войны и труда, театрализованные праздники и представления, спектакли, народные гуляния, карнавалы, праздники города, района, села, гражданские семейные обряды и ритуалы, выставки, показательные выступления, сеансы одновременной игры в шахматы и шашки, киносеансы (если киноустановка в оперативном ведении учреждения), видеотеки, дискотеки, благотворительные мероприятия и др. Чем интереснее проходят различные мероприятия, тем большее количество населения в качестве непосредственных участников или посетителей в них участвуют.

Проведению того или иного мероприятия предшествует большая подготовительная работа.

Рассмотрим методику подготовки и проведения культурно-досуговых мероприятий.

Методики бывают: общие (методика подготовки и проведения мероприятия, методика работы с творческим коллективом и т.д.); частные (методика постановки номера, методика работы с ведущими, методика оформления сцены и т.д.).

В целом схему технологии социально-культурной деятельности можно представить так: СОЦЗАКАЗ – ЦЕЛЬ – СОДЕРЖАНИЕ – ФОРМА – СРЕДСТВО – МЕТОДЫ – МЕРОПРИЯТИЯ – АНАЛИЗ – СОЗДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПАПКИ.

Методика совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь, а также наука о методах обучения.

Метод способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь.

Цель – то, к чему стремятся, что надо осуществить.

Средства – приемы, способы действия для достижения какой-то цели.

Анализ – метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь; всесторонний разбор рассмотрения.

Технология – совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.

Рекреативный – содержащий в себе элементы развлечения, занимательности.

Методика подготовки и проведения культурно-досуговых мероприятий.

Методику проведения досуговой программы условно можно разделить на семь этапов.

Первый этап – этап планирования. На основании утвержденного плана работы учреждения культуры или социального заказа органов исполнительной власти или заказа отдельных организаций, предприятий или физических лиц принимается решение о проведении того или иного мероприятия. На этом этапе осуществляется:

Создание оргкомитета в который входят люди заинтересованные в проведении данного мероприятия и обладающие для этого реальными возможностями (представители органов власти, руководители учреждений), представители СМИ, спонсоры, бухгалтер. Заинтересованные лица – лица, которые могут решать определенные задачи. Например: при проведении мероприятий для ветеранов ВОВ представители Советов ветеранов войны; для ветеранов локальных войн – представители общественных организаций воинов – ветеранов локальных войн. Для детей школьного возраста – представители органов и учреждений образования. Для инвалидов – представители обществ инвалидов и т.д.;

Создание организационно-постановочной группы, в которую должны войти творческие специалисты во главе с директором учреждения культуры (директор программы, сценарист, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор);

Определение формы проведения мероприятия, места, времени;

В случае проведения мероприятий, содержащих момент состязания – конкурсы, фестивали, выставки и др., разрабатывается положение, в котором обозначаются учредители данного мероприятия, цели его, критерии оценки, финансовые условия;

Разработка подробного плана подготовки и проведения мероприятия по схеме (см. приложение № 1);

Утверждение программы проводимого мероприятия (см. приложение № 2). Программа мероприятия печатается в афише, может печататься отдельно. Это зависит от наличия средств на типографские расходы.

Второй этап – написание и утверждение сценария, разработка сметы расходов:

Написание сценария и составление сметы расходов;

Согласование сценария и сметы расходов на заседании организационно-постановочной группы;

Согласование сценария и сметы расходов (см. приложение № 3) на заседании оргкомитета;

Утверждение сценария и сметы расходов руководителем учреждения (директором программы) или руководителем организации – учредителя учреждения культуры (например, начальник отдела культуры муниципального образования или глава поселения).

В смете расходов на проведение мероприятия указываются расходы по кодам показателей (по экономической классификации расходов и указание источников финансирования данного мероприятия). В смете делается подробная роспись по каждому виду расходов.

Например: расходные материалы:

СД-диск 2 шт х 15-00= 30-00

Элементы питания 4шт х 80-00 = 320-00 и т.д.

Источниками финансирования на проведение мероприятия могут быть: средства областной целевой программы «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Брянской области (Культура Брянщины) на 2006-2010гг»; муниципальная целевая программа по развитию и сохранению культуры на территории данного муниципального образования; средства на текущее содержание данного учреждения культуры; спонсорские средства; средства, полученные учреждением от оказания платных услуг населению.

В случае использования средств областной целевой программы средства перечисляются исполнителю мероприятия в соответствии с заключенным договором между управлением культуры и муниципальным образованием.

Третий этап – реализация сценария, который включает в себя:

Работу с творческими коллективами, подбор исполнителей, художественных номеров, рабочих репетиций, монтировочной и генеральной репетиций;

Оформление сцены;

Запись фонограмм;

Световое решение;

Изготовление костюмов и реквизита;

Приобретение расходных материалов;

Приобретение призов;

Работа со СМИ;

Работа со спонсорами;

Работа с потенциальными зрителями.

Четвертый этап – проведение мероприятия.

Пятый этап – анализ мероприятия (как правило на следующий день):

Необходимо отметить все положительные моменты при проведении мероприятия;

Отметить недостатки, при этом необходимо привести аргументы;

Внести предложения на будущее – как исключить допущенные недостатки, какие моменты усилить для того, чтобы повысить качество проводимых мероприятий.

Шестой этап – подготовка и сдача отчетных документов. Составляется текстовая справка, в которой подробно излагаются отдельные моменты проведения мероприятия. Необходимо отразить как положительные так и отрицательные стороны проведения мероприятия, определить перспективные вопросы для улучшения качества подготовки подобных мероприятий.

В случае использования финансовых средств на подготовку и проведение мероприятий представляются отчеты за использованные средства в бухгалтерию учреждения (поселения). На участников мероприятий, на которых производились какие-то расходы, составляется список с указанием паспортных данных, страхового свидетельства, места проживания. Список заверяется руководителем учреждения (руководителем программы) и сдается в бухгалтерию. В случае оплаты за участие в мероприятии творческих коллективов или отдельных исполнителей им выплачивается заработная плата по договору гражданско-правового характера. Заключение договоров производится специально созданной комиссией, утвержденной руководителем учреждения или самим руководителем.

При организации питания для участников мероприятия расходы оформляются следующими документами: договор на обслуживание с предприятием общественного питания, предоставляющего услуги, список питающихся (с данными указанными выше), талоны на питание, счет, счет-фактура, акт выполненных работ. При приобретении продуктов питания за наличный расчет в товарных чеках указывается наименование, количество и стоимость приобретенных продуктов. Все документы сдаются в бухгалтерию.

Призы участникам – победителям различных мероприятий присуждаются решением жюри, которое утверждается отделом культуры или руководителем учреждения или поселения. Протокол решения жюри, которым определяются победители, представляется в бухгалтерию. Вручение дипломов и призов производится по ведомости, которая сдается в бухгалтерию с приложением списка награжденных с данными на них, указанными выше. В случае, если приз получает учреждение его получение представителем учреждения-победителя осуществляется по доверенности и накладной. Полученные в качестве приза материальные ценности ставятся на учет.

Авансовые отчеты по средствам, предусмотренным на данное мероприятие, сдаются в бухгалтерии, как правило, в течение трех дней.

В случае списания материалов, использованных на подготовку и проведение мероприятия, в акте на списание подробно указываются причины списания.

Седьмой этап – составление методической папки, в которую должны войти:

Сценарий мероприятия;

Положение о проведении конкурса (фестиваля, смотра, выставки, др.);

План подготовки и проведения мероприятия;

Программа мероприятия;

Списки участников мероприятия;

Состав жюри;

Протокол жюри;

Образцы печатной продукции (афиши, пригласительный билет, программа, др.);

Программа мастер-класса (творческой лаборатории);

Фото и видеоматериалы;

Отзывы в прессе;

Протоколы заседания оргкомитета;

Итоговая справка.

1.Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. М.1998.

2.Волощенко Г.Г.Народный досуг: социокультурные аспекты генезиса и развития. СПб., 1999.

3.Генкин Д.М. Клубная драматургия. М., 1983.

4.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М., 1998.

5.Зезерский Е.Я., Соломоник А.Г. Организация и методика клубной работы. М. «Просвещение». 1975.

6.Иконникова С.Н., Чепелев В.И. Клубоведение. М., 1980.

7.Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М:МГУКИ, 1999.

8.Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978.

9.Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. М.. 2003.

10.Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория. М., 2000.

11.Приложение № 1 к приказу Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 мая 2006г. № 229. М., 2006.Методические указания по реализации вопросов местного самоуправления в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов.

12.Указ Президента РФ от 28 июня 2007г № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

13.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1983.


Разработал: Заместитель директора

ГУК «Брянский областной методический центр

«Народное творчество» Р.М.Путимцева


Приложение № 3

«УТВЕРЖДАЮ»

__________________________

______________/____________/

СМЕТА

расходов на подготовку и проведение _______________________________

Время проведения: _____________ 200__ года

Место проведения: ________________________

Наименование учреждения, ответственного за проведение мероприятия:_________

________________________

Источник финансирования:областная целевая программа «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Брянской области 2006-2009 г.г.», (или наименование другой программы или др.) раздел ____, пункт _____

№ п/п

Наименование расходов

Сумма

(руб.)

Код показателей (по ЭКР)

Раздел,

пункт программы

ИТОГО:

Директор ________________

(подпись)

Смету проверил: гл. бухгалтер ___________________

(подпись)


Исп. ________________

(ФИО)

Тел.:_________________


Приложение № 1

«УТВЕРЖДАЮ»

_____________________

_____________________

ПЛАН

подготовки и проведения мероприятия

_______________________________________________

(наименование мероприятия)

_______________________________________________

(место проведения мероприятия)

№ п/п

Наименование видов работ

Срок исполнения

Ответственный

за исполнение

Разработал:

СОГЛАСОВАНО

__________________ __________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Приложение № 2

Подробное расписание проведения мероприятия по времени, месту проведения:

Например: ПРОГРАММА

фольклорного праздника «Яблочный Спас в Салыни»

16.00ч

Встреча гостей праздника у входа в комплекс «Фольклор-ная деревня» творческими коллективами Дубровского района.

Приглашение гостей в избу крестьянского быта Х1Х века.

Открытие экспозиции выставки народного костюма, рушника и ДПИ из фондов народного музея ГУК «БОМЦ «Народное творчество».

Переход участников и гостей праздника к Главной сцене.

16.30-17.00ч

Главная сцена. Открытие праздника.

17.00ч

Открытие избы крестьянского быта ХП века. Экскурсии.

17.00 – 18.00ч

Концертная программа коллективов Дубровского района.

18.00-18.30ч

Конкурсно-игровая программа для гостей и участников праздника.

18.30-19.00ч

Переход гостей в пансионат «Салынь».

19.20ч

Ужин.

20.00 – 22.00ч

Дискотека. Конкурсно-развлекательная программа.

22.00ч

Фейерверк.

Разработал:

_________________________(Ф.И.О. исполнителя)

Зав. отделом

СОГЛАСОВАНО:

________________ _____________________

(подпись) (расшифровка подписи)

«УТВЕРЖДАЮ»

Этапы подготовки культурно-досуговой программы являются общими пунктами её содержания.

Первый этап подготовки программы условно можно назвать этапом обоснования выбора программы. Данный этап включает в себя несколько организационно-проектировочных разделов.

Раздел I. Определение количества и распределение обязанностей разработчиков культурно-досуговой программы.

Раздел II. Название программы. Выбор темы будущего проекта. Тематическая обоснованность исходит из названия программы и подразумевает, о чем в ней пойдет речь.

Раздел III. Постановка целей и задач. Задачи являются поэтапными ступенями достижения поставленной цели, а сама цель выступает как конечный спланированный результат.

Раздел IV. Аудитория программы. Обычно проектирование досуговых программ опирается на возрастные, психологические, социально-демографические признаки аудитории.

Раздел V. Определение формы культурно-досуговой программы, времени и места ее проведения. Форма программы обычно строится на основе психолого-возрастной характеристики аудитории и соответствует ее особенностям. Определение точного времени и места проведения поможет с наибольшей эффективностью одновременно использовать разные культурно-досуговые площадки учреждения дополнительного образования детей.

Второй этап подготовки программы – написание сценария. Следует оговориться, что не все досуговые программы должны опираться на полноценный сценарий. Например, детская конкурсно-игровая программа облегченного характера, т.е. без элементов театрализации и единого художественного хода, может опираться лишь на сценарный план, в котором будет отражен порядок игр и конкурсов с указанием музыкальных, художественных и иных вкраплений.

Итак, сценарий культурно-досуговой программы – это , включающая как литературную основу, так и организационные аспекты содержания программы. Сценарий предполагает последовательное изложение материала с первого эпизода/номера ко второму и т.д. сценарная разработка не предлагает «кускообразности», т.е. от первого эпизода/номера ко второму обязательно должен быть плавный переход. Сценарий – произведение синтетическое, так как может соединять в себе одновременно элементы литературных, научно-публицистических произведений, произведения музыки, живописи, хореографии, кино, факты реальных событий, конкурсно-игровые элементы и многое другое. Спектр досуговых программ достаточно широк – ток-шоу, литературно-музыкальные композиции, конкурсно-игровые программы, праздники, театрализованные представления. Разнообразие программ предполагает выбор определенного решения, соответствующего их форме. Однако большинство программ соответствуют «классической» форме построения.

Композиционная структура сценария культурно-досуговой программы:

1. Экспозиция – начальная, вступительная часть сценария дает необходимые сведения о предстоящем действии, о героях и жизненных обстоятельствах. Экспозиция знакомит с правилами сценической игры. Другим видом экспозиции является пролог – прямое обращение автора к зрителю, краткий рассказ о характере будущего представления . Экспозиция длится до момента завязки.

2. Завязка – момент возникновения проблемы, которая выливается в развитие конфликта. С завязки начинается движение всего действия, его развитие.

3. Кульминация – высшая точка напряжения действия. Она играет существенную роль в раскрытии характеров действующих лиц и разрешении конфликта. Кульминация нередко является развязкой.

4. Развязка – заключительный момент в развитии действия сценария, который является моментом полного разрешения конфликтной ситуации.

5. Финал – эмоционально-смысловое завершение произведения. Своеобразной формой финала, в котором подводится итог всего действия, является эпилог. Эпилог аналогичен прологу, т.е., если в начале сценария автор вводит зрителя в мир героев, знакомит с характером действия, то финал подводит определенные итоги, дает оценку завершившемуся действию. Как видно, композиция сценария классической формы строится на зарождении, развитии и разрешении конфликта. Однако сценарии концертно-зрелищных, конкурсно-игровых программ не предполагают конфликтных ситуаций при сохранении экспозиции, завязки, кульминации и финала.


3. Оформление культурно-досуговой программы


По своей структуре и оформлению одна часть такого рода программ значительно отличается от дополнительных образовательных программ, другая их часть имеет много схожих с образовательной программой компонентов.

Педагогу, приступающему к разработке культурно-досуговой программы, важно знать о специфике ее целей и задач, содержания, форм и методов реализации.


  1. Общие рекомендации по разработке культурно-досуговых программ.
Особенности целей и задачкультурно-досуговых программ:

Цели таких программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной «Я»-концепции.

Эти цели могут достигаться через комплекс примерно следующих задач:

– приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;

– формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;

– укрепление здоровья детей;

– формирование опыта организации содержательного досуга.

– приобщением детей к культуре, и более всего к художественной;

– овладением ими первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия;

– развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей;

– постижением искусства общения, поведения, культуры речи;

– воспитанием гуманности, толерантности;

– формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;

– освоением школьниками основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей , экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования).

То или иное сочетание вариативных блоков, соответствующих перечисленным выше направлениям, может составлять содержание культурно-досуговых программ.

– приобщением детей к художественной культуре,

– воспитанием у них культуры общения,

– формированием культуры организации досуга,

– обучением их основам культуры быта.

Безусловным при этом остается следование принципу возрастного подхода к отбору содержания.

Особый раздел культурно-досуговой программы составляет характеристика конкретных форм ее реализации – мероприятиях, через которые программа воплощается в жизнь.

Группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно-досуговой программы (М.Е. Кульпетдинова):

1) традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.);

2) досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в системе дополнительного образования) – экскурсии, конкурсы, литературные и музыкальные гостиные и др.;

3) совместные досуговые дела нескольких детских объединений – нескольких классов одной параллели, кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования);

4) «репертуарные» мероприятия (спектакли театров, концерты художественных коллективов и т. п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие – в качестве зрителей .

Основанием данной классификации является масштаб мероприятия, фактически определяемый количеством участников.

Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель, решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определенных результатов.

Другая классификация мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, строится в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей (Н.С. Карпова):

I этап – возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации – всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.

II этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать , как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются: игры на местности, игры на восприятие друг друга, спортивные игры, туризм, вечеринки, встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы), система зарабатывания каких-либо благ, праздники, драматизация.

Методы осуществления культурно-досуговых программ достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания программы можно использовать:

– игровые методы,

– упражнения.

– обсуждения,

– создание, проигрывание и анализ ситуаций,

– творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.),

– театрализации.

Любая культурно-досуговая программа должна быть ориентирована на достижение определенного результата. В качестве ожидаемых результатов может быть запланировано:

– осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;

– осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;

– изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга ;

– приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;

– освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;

– повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

– изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;

– формирование традиций образовательного учреждения.

Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ можно осуществлять с помощью: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями ; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа творческих работ учащихся.

С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников досуговых программ.

Таким образом, правильно разработанная и полноценно реализованная культурно-досуговая программа может содействовать введению детей в мир культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта самореализации в совместной со сверстниками творческой деятельности.

В задачи организации досуговой деятельности, особенно для специалиста по социальной работе, входит: создание культурно-досуговых программ для различных групп населении; поиск оригинальных решений и сохранение традиционных форм; индивидуальный подход в процессе организации и реализации досуговой программы.

В целом технология культурно-досуговой сферы представляет собой слаженную систему, основными элементами которой могут быть организационная, методическая и психолого-социальная составляющие. Функциональная сторона этих элементов состоит в следующем: организационная включает в себя планирование, управление, финансирование, распределение работы; методическая - сценарные разработки, проведение репетиций и досуговых программ, анализ результатов и обобщение опыта; социально-психологическая - стимулирование, регламентирование отношений в социальной среде, а также исследование структуры личности участника и организатора культурно-досуговых программ.

Технология досуговых программ всегда реализуется через форму, под которой в культурно-досуговой деятельности принято понимать способ организации деятельности людей на досуге; программы можно классифицировать исходя из следующих основных признаков: содержание деятельности (игровая, коммуникативная, соревновательная, зрелищная); количество участников (массовая, групповая, индивидуальная).

Общие подходы в понимании формы культурно-досуговой программы базируются на характере взаимодействия участников (например, массовая игра, групповое соревнование, индивидуальная беседа).

Здесь не следует забывать важную составляющую - это средство, которое является компонентом технологии культурно-досуговой деятельности в социальной сфере. Именно средство является механизмом доведения содержания до потребителя (печатные издания, живое слово, телевидение, искусство, техника). Средство - это носитель содержания, отсюда его выбор может демонстрировать, как раскрыта сущность содержания.

Методы и средства также не следует рассматривать отдельно друг от друга. В культурно-досуговой деятельности под методами принято понимать способы использования средств и воздействия на аудиторию. Специалист по социальной работе, выбирая методы организации досуговых программ, должен понимать, что именно методы способны повысить воздействие средств на потребителя, именно они лучше всего способны донести информацию до аудитории, делают ее убедительной, воспринимаемой.

Итак, в основе технологии культурно-досуговой деятельности находится четыре основных метода:

1) монтаж,

2) иллюстрирование,

3) театрализация,

Монтаж - это способ организации литературного материала: поиск документального и художественного материала, отбор и фрагментирование, соединение фрагментов в единое целое по замыслу программ. Применяя метод монтажа, социальный работник в своей основе может полагаться на документальный материал и различные приемы (контраст и подобие, последовательность и параллельность, аналогии, метафоры, гиперболы, историческая хронология и пр.).

Иллюстрирование - организация содержательного материала в виде иллюстрации (она делает информацию зримой).

Театрализация - организация единого действия на основе сценарного замысла, подчиняющего себе все составляющие происходящего события.

Игра - организация мнимой ситуации, в которой действуют реально, используя свои знания, умения, опыт, но по установленным правилам, сообразно своей роли в игре.

Итак, технология и методика культурно-досуговой деятельности в социальной сфере - это творческий процесс. В процессе организации досуга социальный работник должен помнить, что задача их заключается в преобразовании идей (целей, задач, планов) в конкретные программы действий (сценарии).

Организацией и проведением досуговых программ на современном рынке подобных услуг занимается еvent-менеджер, эту функцию может выполнять и социальный работник, в обязанности которого будут входить:

Подготовка концепции и программы праздника;

Написание сценария;

Расчет бюджета.

В основе любой деятельности, в том числе и творческой, лежит техно- логия Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность как педагогическая проблема [Элек-тронный ресурс] // Образование и общество. 2007. № 2. URL: education.recom.ru.. Технологию культурно-досуговой деятельности можно представить в виде технологической схемы: цель - задачи (содержание деятельности) - формы организации аудитории - методы и средства для решения задач - результат.

Основу технологии культурно-досуговой деятельности составляют: совокупность фактов, источников и носителей формирующего воздействия на аудиторию; разнообразие содержания, способов, форм, методов и средств их взаимодействия, отражаемых в сознании людей; регулирование процессов, направленных на достижение целей культурно-досуговой деятельности; знание традиций, обычаев, сохранение преемственности поколений; умение развивать инициативу у населения в культурно-досуговой деятельности.

Таким образом, становится важным взаимодействие формы и содержания программы. Приведем одну из распространенных классификаций форм культурно-досуговой деятельности: массовые (самые дорогостоящие), групповые, индивидуальные. Каждая форма содержит в себе четыре основных компонента: содержание; композицию, или гармоничное расположение элементов содержания; масштаб, характер аудитории и ее расположение в пространстве.

Технология подготовки программы начинается с изучения состояния социальной среды. Для достижения результата в процессе проведения досуговой программы необходимо: правильно поставить цель и определить задачи, которые обусловливают эту цель; определить, в какой логической последовательности действовать; какие формы, способы и приемы при этом использовать.

Методика подготовки досуговой программы делится на несколько этапов: Первый этап - планирование, включает в себя:

Создание оргкомитета, в состав которого входят представители власти, руководители досуговых учреждений, финансисты, спонсоры и т. д.);

Создание организационно-постановочной группы (состав: директор программы, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор);

Постановку цели и прогнозирование результатов;

Определение формы проведения программы, места и времени;

Разработку подробного плана подготовки и проведения программы, где четко будет обозначено: какие мероприятия надо осуществить, к какому сроку, кто персонально за это отвечает.

Второй этап - составление, обсуждение и утверждение сценария или программы.

Третий этап (самый ёмкий и сложный) - осуществление программы.

После того как программа составлена и утверждена, необходимо составить смету расходов. Наличие программы и сметы расходов позволит начать непосредственную подготовку программы. Она включает в себя: работу с творческим коллективом (подбор исполнителей, проведение рабочих репетиций, монтировочных и генеральной); подготовку сценических площадок, их оформление; подбор и изготовление реквизита и костюмов; звуковое оформление - поиск музыкального решения замысла программы и работа с техническими средствами; работу над видеорядом (использование кино, видео, слайдов); работу с рекламой.

После осуществления подготовительной работы наступает момент проведения, после чего на четвертом этапе подводятся итоги и анализируются полученные результаты.

В самом общем виде технологическая цепочка выглядит следующим образом: целевая установка ^ задача^ формам методы^- средства^ результат. Поэтому становится очевидным, что технологические особенности культурно-досуговой деятельности могут определяться как одна из составляющих социальной работы. Используя досуговые технологии, специалист по социальной работе способен рационально и содержательно организовать досуг людей, способствовать удовлетворению и развитию их культурных потребностей, создавая условия для самореализации каждой отдельной личности, в рамках свободного времени.


Top