Полная иерархия памяти современного пк. Иерархическая структура памяти. Регистр и регистровый вид памяти

Иерархия памяти (быстродействие и объём)

Построение дискового массива

При проектировании высокопроизводительных компьютеров и систем необходимо решить множество компромиссов, например, размеры и технологии для каждого уровня иерархии. Можно рассматривать набор различных памятей (m 1 ,m 2 ,…,m n), находящихся в иерархии, то есть каждый m i уровень является как бы подчиненным для m i-1 уровня иерархии. Для уменьшения времени ожидания на более высоких уровнях, низшие уровни могут подготавливать данные укрупненными частями с буферизацией и, по наполнению буфера, сигнализировать верхнему уровню о возможности получения данных.

Часто выделяют 4 основных (укрупнённых) уровня иерархии:

В большинстве современных ПК используется следующая иерархия памяти:

Большинство программистов обычно предполагает, что память делится на два уровня, оперативную память и дисковые накопители, хотя в ассемблерных языках и ассемблерно-совместимых (типа ) существует возможность непосредственной работы с регистрами. Получение преимуществ от иерархии памяти требует совместных действий от программиста, аппаратуры и компиляторов (а также базовая поддержка в операционной системе):

Многие программисты не учитывают многоуровневость памяти при программировании. Этот подход работает пока приложение не столкнется с падением производительности из-за нехватки производительности подсистемы памяти. При исправлении кода (рефакторинг) необходимо учесть наличие и особенность работы верхних уровней иерархии памяти для достижения наивысшей производительности.

Децентрализация управления предполагает иерархическую орга низацию структуры ЭВМ . Устройство управления главного, или центрального, процессора определяет лишь последовательность работ подчиненных модулей и их инициализацию, после чего они продолжают работу по собственным программам управления. Результаты выполнения требуемых операций представляются ими «вверх по иерархии» для правильной координации всех работ.

Подчиненные модули (контроллеры, адаптеры, КВВ) могут в свою очередь использовать специальные шины или магистрали для обмена информацией. Стандартизация и унификация привели к появлению иерархии шин и к их специализации. Из-за различий в скоростях работы отдельных устройств и структурах ПК появились:

    системная шина - для взаимодействия основных устройств;

    локальная шина - для ускорения обмена видеоданными;

    периферийная шина - для подключения «медленных» периферий­ных устройств.

Иерархический принцип построения и управления характерен не только для структуры ЭВМ в целом, но и для отдельных ее подсистем. Например, по этому же принципу строится система памяти ЭВМ.

Принцип иерархичности памяти

Пользователю, желательно иметь в ЭВМ оперативную память большой информационной емкости и высокого быстродействия. Однако одноуровневое построение памяти не позволяет одновременно удовлетворять этим двум противоречивым требованиям. Поэтому память современных ЭВМ строится по многоуровневому, пирамидальному принципу.

В составе процессоров может иметься сверхоперативное запоминающее устройство небольшой емкости, образованное несколькими десятками или несколькими сотнями регистров с быстрым временем доступа, составляющим один такт процессора (наносекунды, нс). Здесь обычно хранятся данные, непосредственно используемые в обработке.

Следующий уровень образует кэш-память , или память блокнотного типа , представляющая собой буферное запоминающее устройство для хранения активных страниц объемом десятки и сотни Кбайтов. В современных ПК она в свою очередь делится: на кэш L1 (Е п = =16-32 Кбайта с временем доступа 1-2 такта процессора); на кэш L2 (Е п =128-512 Кбайт с временем доступа 3-5 тактов) и даже на кэш L3 (Е п =2-4 Мбайта с временем доступа 8-10 тактов). Кэш-память, как более быстродействующая, предназначается для ускорения выборки команд программы и обрабатываемых данных. Здесь возможна ассоциативная выборка данных. Основной объем программ пользователей и данных к ним размещается в оперативном запоминающем устройстве (емкость - миллионы машинных слов, время выборки - 10-20 тактов процессора).

Часть данных-констант, необходимых операционной системе для управления вычислениями и используемых наиболее часто, может размещаться в постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ). На более низких уровнях иерархии находятся внешние запоминающие устройства на магнитных носителях. Они могут быть реализованы на жестких и гибких магнитных дисках, магнитных лентах, магнитооптических дисках и др. Их отличает низкое быстродействие и очень большая емкость.

Организация заблаговременного обмена информационными потоками между ЗУ различных уровней при децентрализованном управлении ими позволяет рассматривать иерархию памяти как абстрактную единую кажущуюся (виртуальную) память. Согласованная работа всех уровней обеспечивается под управлением программ операционной системы. Объём используемой памяти благодаря этому значительно превосходит ОЗУ.

Память в современных компьютерах строится по иерархическому принципу. Одним из явлений, характерных для фоннеймановских ЭВМ является принцип локальности. Это означает, что за ограниченный промежуток времени каждая выполняемая программа не производит обращений ко всем своим данным и командам равномерно, а склонна обращаться к ограниченной части своего адресного пространства. Например, такая ситуация возникает в научных и инженерных расчетах при решении уравнений, когда выполняются небольшие участки кода, содержащие большое число вложенных циклов и подпрограмм и с их помощью обрабатываются все новые и новые относительно небольшие порции данных с частым обращением к промежуточным результатам. Из этого следует, что для увеличения производительности без существенного увеличения стоимости можно строить память по иерархическому принципу. При этом существует несколько уровней иерархии памяти с различным объемом и временем обращения. Информация распределена по ним для хранения в соответствии с ее важностью, частотой обращения и «срочностью» обслуживания. Каждый уровень иерархии характеризуется определенной стоимостью хранения одного байта (слова) и скоростью выборки байта (слова) или блока из нескольких байтов (слов).

Обычно рассматривается взаимодействие внутри иерархии памяти между двумя соседними уровнями.

Минимальную единицу информации, которая может либо присутствовать, либо отсутствовать на одном из двух взаимодействующих уровней в иерархии, мы будем называть блоком. Размер блока может быть либо фиксированным, либо переменным. Если этот размер зафиксирован, то объем памяти является кратным размеру блока.

При обращении к каждому уровню иерархии возможны два исхода. Либо искомый блок находится на запрашиваемом уровне (попадание – hit) либо он отсутствует (промах – miss) и приходится обращаться к следующему уровню иерархии, обладающему меньшей скоростью выборки. Эффективность механизма хранения данных можно описать долей попаданий (hit rate). Механизм организации каждого уровня иерархии должен обеспечивать возможность размещения любого блока из более низкого уровня иерархии. Отсюда – необходим некий ассоциативный механизм отображения блока из нижележащего уровня иерархии на вышележащий.

Иерархия памяти в ЭВМ показана на рис. 17. Емкость памяти растет сверху вниз на рисунке, стоимость хранения байта (слова) и скорость выборки байта (слова) растет снизу вверх.

Самый верхний уровень иерархии – регистровая память. Емкость регистровой памяти обычно не превышает нескольких десятков (иногда сотен) байт или слов. Физически регистровая память расположена непосредственно в центральном процессоре, поэтому время обращения к памяти минимально и не превышает длительности 1 такта процессора. В регистровой памяти, как ранее уже отмечалось, хранятся наиболее оперативные данные, такие как адреса обрабатываемых в текущий момент ячеек памяти, счетчики циклов, операнды выполняемых в текущий момент арифметических операций.


Массовая оперативная память имеет объем от нескольких десятков килобайт до нескольких сотен мегабайт. В силу ряда технологических особенностей скорость обращения к оперативной памяти растет значительно медленнее, чем скорость работы центральных процессоров и обычно время выборки составляет от 5 до 15 тактов процессора. Для ускорения выборки информации между основной памятью и центральным процессором вводится еще один уровень иерархии – промежуточная, сверхоперативная память или кэш память. Слово cache в переводе с английского яыка означает тайник, тайный склад, потаенный запас. Смысл этого термина состоит в том, что кэш-память невидима, прозрачна для центрального процессора. Работой кэш-памяти управляет контроллер кэш-памяти. Он просматривает обращения центрального процессора к основной памяти и определяет хранятся ли требуемые данные в кэше (cache hit) и,следовательно, могут быть прочитаны из него, или нет (cache miss), и следовательно, придется производить обращение к более медленной основной памяти. Скорость доступа к ячейке кэш-памяти может составлять от 3 до 7 тактов процессора. Кэш-память в свою очередь сама может быть реализована по иерархическому принципу, т.е. может быть разделена на несколько уровней:

· кэш первого уровня, объемом несколько килобайт со временем доступа 2-3 такта, встроенный непосредственно в процессор;

· кэш второго уровня со временем доступа 3-5 тактов и объемом несколько десятков килобайт, расположенный на одной плате с центральным процессором;

· кэш третьего уровня со временем доступа 5-7 тактов и объемом несколько сотен килобайт на системной плате и так далее.

Ниже в этом разделе мы вернемся обсуждению кэш-памяти и рассмотрим ее функционирование подробнее.

Самый нижний уровень иерархии памяти – внешняя память большого объема. Ее объем на несколько порядков больше, чем емкость основной оперативной памяти. Процессор не имеет возможности оперативного доступа данным, расположенным во внешней памяти, и, для обработки, их необходимо пересыоать в основную память. Оперативная память и внешняя память вместе образуют так называемую виртуальную память.

Короткая история вычислительной техники и создания программного обеспечения позволила разработчикам ЭВМ сделать один важный вывод: имеющейся на ЭВМ физической памяти всегда мало для удовлетворения потребностей программиста . Снабжать ЭВМ оперативной памятью огромного размера невыгодно из экономических соображений. Осознание этого факта привело к идее организации виртуальной памяти . Виртуальным называют абстрактный ресурс, который на самом деле физически не существует, но моделируется с помощью имеющихся технических средств.

В системе с виртуальной памятью программы «считают», что им предоставлено некоторое, достаточно большое адресное пространство (пространство, предоставленное программе или группе программ, может существенно превышать объем физической памяти, имеющейся в ЭВМ). При этом рабочее пространство разделяется на блоки – страницы (типичный размер страницы 2–4 Кбайта). Страницы, относящиеся к выполняемой задаче, частично располагаются в быстродействующей памяти, частично на некотором, более медленном и более дешевом запоминающем устройстве. Устройство управления виртуальной памяти отслеживает обращения к памяти, и, если требуемая страница отсутствует в физической памяти, происходит прерывание. Обработчик прерывания производит обращение к внешнему устройству для считывания отсутствующей страницы, после чего выполнение команды, вызвавшей прерывание, повторяется снова. Таким образом, прикладная программа “не замечает”, что ее страница отсутствовала в памяти. Естественно, что из-за необходимости периодических обращений к внешней памяти за отсутствующими страницами скорость выполнения программы снижается. Это снижение скорости есть “необходимое зло” - плата за большой размер доступного адресного пространства. Разработчики процессоров с виртуальной адресацией предусматривают различные средства максимального снижения эффекта замедления.

Системы виртуальной памяти можно разделить на два класса: системы с фиксированным размером блоков, называемых страницами, и системы с переменным размером блоков, называемых сегментами. Ниже рассмотрены оба типа организации виртуальной памяти.

) применяются различные технические решения, имеющие отличные характеристики, как технические так ценовые и массо-габаритные. Долговременное хранение в дорогой сверхоперативной и даже оперативной памяти , как правило, не выгодно, поэтому данные такого рода хранятся на накопителях - дисковых , ленточных , флеш и т.д.

При проектировании высокопроизводительных компьютеров и систем необходимо решить множество компромиссов, например, размеры и технологии для каждого уровня иерархии. Можно рассматривать набор различных памятей (m 1 ,m 2 ,…,m n), находящихся в иерархии, то есть каждый m i уровень является как бы подчиненным для m i-1 уровня иерархии. Для уменьшения времени ожидания на более высоких уровнях, низшие уровни могут подготавливать данные укрупненными частями с буферизацией и, по наполнению буфера, сигнализировать верхнему уровню о возможности получения данных.

Часто выделяют 4 основных (укрупнённых) уровня иерархии:

  1. Внутренняя память процессора (регистры , организованные в регистровый файл и кэш процессора).
  2. ОЗУ системы (RAM) и вспомогательных карт памяти.
  3. Накопители с «горячим» доступом (On-line mass storage) - или вторичная компьютерная память. Жесткие диски и твердотельные накопители , не требующие длительных (секунды и больше) действий для начала получения данных.
  4. Накопители, требующие переключения носителей (Off-line bulk storage) - или третичная память. Сюда относятся магнитные ленты , ленточные и дисковые библиотеки , требующие длительной перемотки либо механического (или ручного) переключения носителей информации.

В большинстве современных ПК используется следующая иерархия памяти:

  1. Регистры процессора , организованные в регистровый файл - наиболее быстрый доступ (порядка 1 такта), но размером лишь в несколько сотен или, редко, тысяч байт.
  2. Кэш процессора 1го уровня (L1) - время доступа порядка нескольких тактов, размером в десятки килобайт
  3. Кэш процессора 2го уровня (L2) - большее время доступа (от 2 до 10 раз медленнее L1), около полумегабайта или более
  4. Кэш процессора 3го уровня (L3) - время доступа около сотни тактов, размером в несколько мегабайт (в массовых процессорах используется недавно)
  5. ОЗУ системы - время доступа от сотен до, возможно, тысячи тактов, но огромные размеры в несколько гигабайт, вплоть до сотен. Время доступа к ОЗУ может варьироваться для разных его частей в случае комплексов класса NUMA (с неоднородным доступом в память)
  6. Дисковое хранилище - многие миллионы тактов, если данные не были закэшированны или забуферизованны заранее, размеры до нескольких терабайт
  7. Третичная память - задержки до нескольких секунд или минут, но практически неограниченные объёмы (ленточные библиотеки).

Большинство программистов обычно предполагает, что память делится на два уровня, оперативную память и дисковые накопители, хотя в ассемблерных языках и ассемблерно-совместимых (типа ) существует возможность непосредственной работы с регистрами. Получение преимуществ от иерархии памяти требует совместных действий от программиста, аппаратуры и компиляторов (а также базовая поддержка в операционной системе):

  • Программисты отвечают за организацию передачи данных между дисками и памятью (ОЗУ), используя для этого файловый ввод-вывод ; Современные ОС также реализуют это как подкачку страниц .
  • Аппаратное обеспечение отвечает за организацию передачи данных между памятью и кэшами.
  • Оптимизирующие компиляторы отвечают за генерацию кода, при исполнении которого аппаратура эффективно использует регистры и кэш процессора.

Многие программисты не учитывают многоуровневость памяти при программировании. Этот подход работает пока приложение не столкнется с падением производительности из-за нехватки производительности подсистемы памяти. При исправлении кода (рефакторинг) необходимо учесть наличие и особенность работы верхних уровней иерархии памяти для достижения наивысшей производительности.

См. также

Напишите отзыв о статье "Иерархия памяти"

Литература

  • Михаил Гук «Аппаратные средства IBM PC» Санкт-Петербург 1998
  • , John L. Hennessy, 2012

Примечания

Отрывок, характеризующий Иерархия памяти

Соня, как бы не веря своим ушам, смотрела во все глаза на Наташу.
– А Болконский? – сказала она.
– Ах, Соня, ах коли бы ты могла знать, как я счастлива! – сказала Наташа. – Ты не знаешь, что такое любовь…
– Но, Наташа, неужели то всё кончено?
Наташа большими, открытыми глазами смотрела на Соню, как будто не понимая ее вопроса.
– Что ж, ты отказываешь князю Андрею? – сказала Соня.
– Ах, ты ничего не понимаешь, ты не говори глупости, ты слушай, – с мгновенной досадой сказала Наташа.
– Нет, я не могу этому верить, – повторила Соня. – Я не понимаю. Как же ты год целый любила одного человека и вдруг… Ведь ты только три раза видела его. Наташа, я тебе не верю, ты шалишь. В три дня забыть всё и так…
– Три дня, – сказала Наташа. – Мне кажется, я сто лет люблю его. Мне кажется, что я никого никогда не любила прежде его. Ты этого не можешь понять. Соня, постой, садись тут. – Наташа обняла и поцеловала ее.
– Мне говорили, что это бывает и ты верно слышала, но я теперь только испытала эту любовь. Это не то, что прежде. Как только я увидала его, я почувствовала, что он мой властелин, и я раба его, и что я не могу не любить его. Да, раба! Что он мне велит, то я и сделаю. Ты не понимаешь этого. Что ж мне делать? Что ж мне делать, Соня? – говорила Наташа с счастливым и испуганным лицом.
– Но ты подумай, что ты делаешь, – говорила Соня, – я не могу этого так оставить. Эти тайные письма… Как ты могла его допустить до этого? – говорила она с ужасом и с отвращением, которое она с трудом скрывала.
– Я тебе говорила, – отвечала Наташа, – что у меня нет воли, как ты не понимаешь этого: я его люблю!
– Так я не допущу до этого, я расскажу, – с прорвавшимися слезами вскрикнула Соня.
– Что ты, ради Бога… Ежели ты расскажешь, ты мой враг, – заговорила Наташа. – Ты хочешь моего несчастия, ты хочешь, чтоб нас разлучили…
Увидав этот страх Наташи, Соня заплакала слезами стыда и жалости за свою подругу.
– Но что было между вами? – спросила она. – Что он говорил тебе? Зачем он не ездит в дом?
Наташа не отвечала на ее вопрос.
– Ради Бога, Соня, никому не говори, не мучай меня, – упрашивала Наташа. – Ты помни, что нельзя вмешиваться в такие дела. Я тебе открыла…
– Но зачем эти тайны! Отчего же он не ездит в дом? – спрашивала Соня. – Отчего он прямо не ищет твоей руки? Ведь князь Андрей дал тебе полную свободу, ежели уж так; но я не верю этому. Наташа, ты подумала, какие могут быть тайные причины?
Наташа удивленными глазами смотрела на Соню. Видно, ей самой в первый раз представлялся этот вопрос и она не знала, что отвечать на него.
– Какие причины, не знаю. Но стало быть есть причины!
Соня вздохнула и недоверчиво покачала головой.
– Ежели бы были причины… – начала она. Но Наташа угадывая ее сомнение, испуганно перебила ее.
– Соня, нельзя сомневаться в нем, нельзя, нельзя, ты понимаешь ли? – прокричала она.
– Любит ли он тебя?
– Любит ли? – повторила Наташа с улыбкой сожаления о непонятливости своей подруги. – Ведь ты прочла письмо, ты видела его?
– Но если он неблагородный человек?
– Он!… неблагородный человек? Коли бы ты знала! – говорила Наташа.
– Если он благородный человек, то он или должен объявить свое намерение, или перестать видеться с тобой; и ежели ты не хочешь этого сделать, то я сделаю это, я напишу ему, я скажу папа, – решительно сказала Соня.
– Да я жить не могу без него! – закричала Наташа.
– Наташа, я не понимаю тебя. И что ты говоришь! Вспомни об отце, о Nicolas.
– Мне никого не нужно, я никого не люблю, кроме его. Как ты смеешь говорить, что он неблагороден? Ты разве не знаешь, что я его люблю? – кричала Наташа. – Соня, уйди, я не хочу с тобой ссориться, уйди, ради Бога уйди: ты видишь, как я мучаюсь, – злобно кричала Наташа сдержанно раздраженным и отчаянным голосом. Соня разрыдалась и выбежала из комнаты.
Наташа подошла к столу и, не думав ни минуты, написала тот ответ княжне Марье, который она не могла написать целое утро. В письме этом она коротко писала княжне Марье, что все недоразуменья их кончены, что, пользуясь великодушием князя Андрея, который уезжая дал ей свободу, она просит ее забыть всё и простить ее ежели она перед нею виновата, но что она не может быть его женой. Всё это ей казалось так легко, просто и ясно в эту минуту.

В пятницу Ростовы должны были ехать в деревню, а граф в среду поехал с покупщиком в свою подмосковную.
В день отъезда графа, Соня с Наташей были званы на большой обед к Карагиным, и Марья Дмитриевна повезла их. На обеде этом Наташа опять встретилась с Анатолем, и Соня заметила, что Наташа говорила с ним что то, желая не быть услышанной, и всё время обеда была еще более взволнована, чем прежде. Когда они вернулись домой, Наташа начала первая с Соней то объяснение, которого ждала ее подруга.
– Вот ты, Соня, говорила разные глупости про него, – начала Наташа кротким голосом, тем голосом, которым говорят дети, когда хотят, чтобы их похвалили. – Мы объяснились с ним нынче.
– Ну, что же, что? Ну что ж он сказал? Наташа, как я рада, что ты не сердишься на меня. Говори мне всё, всю правду. Что же он сказал?
Наташа задумалась.
– Ах Соня, если бы ты знала его так, как я! Он сказал… Он спрашивал меня о том, как я обещала Болконскому. Он обрадовался, что от меня зависит отказать ему.
Соня грустно вздохнула.
– Но ведь ты не отказала Болконскому, – сказала она.
– А может быть я и отказала! Может быть с Болконским всё кончено. Почему ты думаешь про меня так дурно?
– Я ничего не думаю, я только не понимаю этого…
– Подожди, Соня, ты всё поймешь. Увидишь, какой он человек. Ты не думай дурное ни про меня, ни про него.
– Я ни про кого не думаю дурное: я всех люблю и всех жалею. Но что же мне делать?
Соня не сдавалась на нежный тон, с которым к ней обращалась Наташа. Чем размягченнее и искательнее было выражение лица Наташи, тем серьезнее и строже было лицо Сони.
– Наташа, – сказала она, – ты просила меня не говорить с тобой, я и не говорила, теперь ты сама начала. Наташа, я не верю ему. Зачем эта тайна?
– Опять, опять! – перебила Наташа.
– Наташа, я боюсь за тебя.
– Чего бояться?
– Я боюсь, что ты погубишь себя, – решительно сказала Соня, сама испугавшись того что она сказала.
Лицо Наташи опять выразило злобу.
– И погублю, погублю, как можно скорее погублю себя. Не ваше дело. Не вам, а мне дурно будет. Оставь, оставь меня. Я ненавижу тебя.
– Наташа! – испуганно взывала Соня.
– Ненавижу, ненавижу! И ты мой враг навсегда!
Наташа выбежала из комнаты.
Наташа не говорила больше с Соней и избегала ее. С тем же выражением взволнованного удивления и преступности она ходила по комнатам, принимаясь то за то, то за другое занятие и тотчас же бросая их.
Как это ни тяжело было для Сони, но она, не спуская глаз, следила за своей подругой.
Накануне того дня, в который должен был вернуться граф, Соня заметила, что Наташа сидела всё утро у окна гостиной, как будто ожидая чего то и что она сделала какой то знак проехавшему военному, которого Соня приняла за Анатоля.

ОРГАНИЗАЦИЯ памяти ЭВМ

В основе иерархии памяти современных компьютеров лежат два принципа:

Принцип локальности обращений;

Соотношение стоимость/производительность.

Локальность обращений подразделяется на пространственную и временную локальность. Пространственная локальность означает, что после обращения к некоторой ячейке памяти наиболее вероятно, что следующее обращение произойдет к одной из соседних (или близлежащих) ячеек. Временная локальность означает, что в ближайшее после обращения к ячейке памяти время с большой долей вероятности вновь потребуется содержимое этой ячейки.

Иерархия памяти современных компьютеров, представленная на рисунке 5.1, строится на нескольких уровнях, причем более высокий уровень меньше по объему, быстрее и имеет большую стоимость в пересчете на байт, чем более низкий уровень. Такой подход оптимизирует соотношение стоимость/производительность.

Уровни иерархии взаимосвязаны: все данные на одном уровне могут быть также найдены на более низком уровне, и все данные на этом более низком уровне могут быть найдены на следующем нижележащем уровне и так далее, пока мы не достигнем основания иерархии. Минимальная порция информации, которая может либо извлекаться, либо перемещаться между уровнями, называется блоком . Размер блока может быть либо фиксированным, либо переменным. Если этот размер зафиксирован, то объем памяти является кратным размеру блока.

Уровни памяти, расположенные между регистровой и основной памятью, принято называть кэш-памятью. Блок кэш-памяти называется строкой (line).

Хотя иерархия памяти состоит из многих уровней, но в каждый момент времени мы имеем дело только с двумя близлежащими уровнями. Успешное или неуспешное обращение к более высокому уровню называются соответственно попаданием (hit) или промахом (miss) . Попадание означает, что блок памяти найден на более высоком уровне, в то время как промах означает, что он не найден на этом уровне. При промахе происходит перемещение требуемого блока на более высокий уровень.

Доля попаданий (hit rate) или коэффициент попаданий (hit ratio) есть доля обращений, найденных на более высоком уровне (часто представляется процентами). Доля промахов (miss rate) есть доля обращений, которые не найдены на более высоком уровне.

Поскольку повышение производительности является главной причиной появления иерархии памяти, доля попаданий и промахов является важной характеристикой. Время обращения при попадании (hit time) есть время обращения к более высокому уровню иерархии, которое включает в себя, в частности, и время, необходимое для определения того, является ли обращение попаданием или промахом. Потери на промах (miss penalty) есть время для замещения блока в более высоком уровне на блок из более низкого уровня плюс время для пересылки этого блока в требуемое устройство (обычно в процессор). Потери на промах включают в себя две компоненты: время доступа (access time) – время обращения к первому слову блока при промахе, и время пересылки (transfer time) – дополнительное время для пересылки оставшихся слов блока. Время доступа связано с задержкой памяти более низкого уровня, в то время как время пересылки связано с полосой пропускания канала между устройствами памяти двух смежных уровней.



Чтобы описать некоторый уровень иерархии памяти надо ответить на следующие четыре вопроса:

1) Где может размещаться блок на верхнем уровне иерархии? (размещение блока).

2) Как найти блок, когда он находится на верхнем уровне? (идентификация блока).

3) Какой блок должен быть замещен в случае промаха? (замещение блоков).

4) Что происходит во время записи? (стратегия записи).


Top