Сегодня трудно спорить с тем фактом, что IP-технология является превалирующей в телекоммуникационной сфере, даже несмотря на аспект безопасности, который часто не дает крупным организациям сделать решающий переход в мир «чистого» IP, лидирующий статус которого объясняется способностью представлять более дешевые коммуникации и разнообразные сервисы, доступные также и абонентам конвенциональных систем. IP-технологии изменили и роль самой связи, ставшей в наши дни, помимо своего основного назначения, средством доступа к контенту и услугам.
Широкий круг возможностей
Практически все производители телекоммуникационных платформ обеспечивают своих заказчиков стандартным набором IP-сервисов, включающим в себя:
- передачу голоса,
- данных,
- факсов,
- видео,
- разные виды телефонных и видеоконференции, позволяющих объединять территориально распределенные офисы больших корпораций, разбросанные по всему миру.
Более того, к числу клиентов, претендующих на IP-сервисы, присоединился также и «домашний» пользователь, сфера интересов которого включает в себя IP TV, общение голосом через Интернет (Skype и др.), предоставление контента по запросу, электронную оплату услуг, поддержку домашних сетей, что, в свою очередь, зависит в основном от развития сетей ШПД. Появление SIP-протокола решило проблему совместимости оборудования от разных производителей, и это положило начало созданию гетерогенных сетей и позволило пользователям выбирать для себя лучшие продукты различных вендоров. У крзшных корпораций появился выбор способа построения своих сетей, которые теперь вместо традиционных сетевых протоколов могут создаваться на базе операторских сетей, обеспечивающих пропускание SIP-трафика, и абонентских устройств, поддерживающих SIP.
Также изменилось назначение телекоммуникационных платформ, превратившихся из систем связи в серверы аппликаций, что нарушило баланс «железа» и ПО, подчеркнув явные преимущества последнего. Пример Microsoft OCS ясно показывает, что взаимодействие с миром возможно непосредственно с экрана персонального компьютера, являющегося компонентом гетерогенной сети, включающей в себя IP-платформы, отдельных пользователей SIP-телефонов, различные IP-шлюзы, а также конвенциональные системы с функциями IP. В последнее время интеграция с Microsoft OCS стала обязательным требованием пользователей любых коммутационных систем.
Большую популярность также приобрела услуга «Виртуальный офис», позволившая различным торговым п сервисным службам быстро обрабатывать обращения, не имея при этом ни офисной площади, ни секретарей для ответа на звонки.
Унифицированные коммуникации
При анализе требований пользователей телекоммуникационного рынка однозначно прослеживается тенденция к «унифицированным коммуникациям», призванным упростить систему взаимодействия сотрудников компаний и повысить эффективность их работы за счет доступности каждого в любой момент рабочего времени и возможности быстро реагировать на предоставленную информацию. Речь идет о компьютерном способе передачи факсов, обмене мгновенными сообщениями, подключении к корпоративной сети компании из любой интернет-точки с возможностью использования функций и аппликаций, находящихся в распоряжении сидящих в офисе сотрудников, организации ау-диовидео-конференций с участием абонентов любого типа -цифровых, аналоговых, IP, в том числе софтфопов.
В целом все требования к аппликациям начинаются с поддержки IP-интерфейса. Любые сервисы, включая голосовую почту, унифицированную систему сообщений, систему тарификации или записи разговоров, не говоря уже о приложениях для организации контакт-центра, должны уметь общаться по IP-протоколу.
Новые веяния не обошли и мобильный сектор, обозначив тенденцию к конверсии фиксированной и мобильной связи (FMC) — очень популярное направление в мире современных телекоммуникаций. Установка SIP-клиента на смартфонах дает возможность сотрудникам корпораций, находящимся в командировках за границей, совершенно бесплатно звонить на родину через свою офисную платформу из любой точки мира.
Препятствия на пути развития На фоне стремительного 1Р-про-гресса все же существуют определенные трудности и ограничения, которые нельзя не отметить. Например, SIPпротокол пока еще поддерживает достаточно ограниченное количество телефонных сервисов и функций в сравнении с пакетом услуг, предлагаемым традиционной телефонией, и хотя центр тяжести новых разработок неизбежно смещается, как это подчеркивалось выше, в сторону программных продуктов, говорить о «чистом» IP в ближайшем будущем пока преждевременно. Также нельзя забывать, что проблемы стыковки IP-систем с «частными» ведомственными сетями полностью на сегодняшний день не решены.
К тому же процент пользователей, не доверяющих безопасности IP, все еще достаточно высок, не говоря уже о государственных структурах, имеющих собственные стандарты и требования к телекоммуникациям. Несмотря на обилие и привлекательность IP-сервисов как с точки зрения функционала, так и цены, будет не просто склонить государственные институты к использованию 1Р-телефонии. Возможный выход представляется в виде конверсии различных технологий, традиционных, мобильных и IP, которая позволит унифицировать телекоммуникационную инфраструктуру и предоставить сервисы любым пользователям в соответствии с требованиями последних.
IP-решения в области промышленной связи
Сейчас, когда переход к мультисервисным сетям произошел повсеместно, можно говорить о том, что заказчик хочет не просто пользоваться их возможностями, но и стремится вернуть свои инвестиции, вложенные в создание транспортной инфраструктуры на основе IP. Именно поэтому так высок интерес к развертыванию различных сервисов на базе IP. В области автоматизации, систем видеонаблюдения и контроля доступа этот процесс идет уже давно, и подобные сервисы работают в IP-сетях на большинстве предприятий. В последнее время эта тенденция коснулась и телефонии.
На фоне этих процессов логично стремление создать IP-решения п в области оперативно-технологической связи и экстренного оповещения. Однако в силу специфики подобных систем связи на пути внедрения решений на базе IP может возникнуть ряд проблем.
- Во-первых, к системам оперативно-технологической связи и экстренного оповещения предъявляются повышенные требования по безотказности и долговечности, а разделяемая инфраструктура, к которой относится IP-сеть, не всегда может гарантировать необходимый уровень надежности, особенно в чрезвычайных ситуациях. Это связано в первую очередь с высокой сложностью таких сетей и большой нагру-жен-ностыо другими сервисами (АСУТП, впдеонаблюдение и т.д.).
- Вторая проблема связана с тем. что сами абонентские терминалы систем оперативно-технологической связи зачастую должны быть расположены в зонах со сложными условиями эксплуатации. Как правило, в этих зонах необходимая сетевая IP-инфраструктура не развита, и поэтому часто длины сегмента
Децентрализованное решение, работающее с использованием маршрутизируемых протоколов групповой адресации
Ethernet оказывается недостаточно для подключения абонентских устройств к сети. Попытки же использовать ме-диаконверторы, модемы и прочие устройства существенно снижают надежность и повышают стоимость решения, делая его неконкурентоспособным.
Еще одна из возможных проблем -организационная. Дело в том, что традиционно на большинстве предприятий системы оперативно-технологической связи и оповещения и сама транспортная IP-сеть входят в зону ответственности разных подразделений. Подобное разделение усложняет процесс разворачивания IP-системы и создает неопределенность в вопросе ее обслуживания. В такой ситуации решением могли бы стать организационные изменения и введение дополнительного обучения специалистов связи, ведь на администраторов IP-сетей ложится дополнительная нагрузка по сопровождению и поддержке этих продуктов оперативно-технологической связи.
Варианты решения проблем
Разные компании, занимающиеся созданием IP-решений для систем промышленной связи, пытаются решить эти проблемы по-разному.
Некоторые производители берут за основу стандартные системы связи ISDN и заменяют абонентский интерфейс в стандартных TDM-коммутаторах на физические интерфейсы типа Ethernet. Таким образом, удается подключать к этим коммутаторам абонентские устройства, используя возможности транспортной IP-сети. При этом вся коммутация ведется внутри той же самой централи, но теперь подключение стандартных абонентов может происходить к централи не напрямую, а через сеть.
Среди достоинств такого подхода можно отметить простоту администрирования системы — конфигурирование связи между абонентами происходит так же, как это делалось раньше, поэтому дополнительные знания и навыки администратору не понадобятся.
Однако в таких системах сохраняются недостатки централизованного решения, а это означает, что при отказе платы с Ethernet-интерфейсами или при отказе самой централи вся система, в том числе IP-абоненты, становится недоступна.
Другие компании пошли дальше и реализовали децентрализованные системы, в которых абонентские устройства связываются друг с другом напрямую и содержат данные конфигурации в каждом терминале. Каждый терминал становится автономным устройством. Использование децентрализованной архитектуры позволяет повысить живучесть такой системы — она не зависит от центральных узлов и в случае возникновения перегрузки или аварийной ситуации на каком-либо участке сети все абоненты не выйдут из строя.
Стоит все же отмстить, что при создании таких децентрализованных систем возникает проблема обеспечения групповых соединений. Если для связи между абонентами в режиме «точка-точка» можно использовать стандартные протоколы VoIP, такие как, например, Н.323 или SIP, то для групповых соединений, когда нужно одновременно связаться со многими абонентами, эти протоколы подходят плохо, поскольку требуют наличия
Наиболее удачным подходом к созданию систем оперативно-технологической связи и экстренного оповещения на базе IP-коммутации для функционирования в реальных условиях промышленных предприятий можно назвать децентрализованное решение, работающее с использованием маршрутизируемых протоколов групповой адресации. Это позволяет использовать существующую инфраструктуру сетей, сохранив преимущества децентрализованной архитектуры — невысокие требования к ресурсам сети и надежность центрального сервера и при этом обладают недостаточным быстродействием для соединения со многими абонентами. Для решения этой проблемы производителями разрабатываются собственные протоколы связи между абонентскими устройствами. Некоторые компании используют широковещательную адресацию IP-пакетов, которая обеспечивает необходимое быстродействие для связи между абонентскими устройствами, однако имеет существенные ограничения по применению в реальной сети. При таком решении абоненты должны быть расположены в одном сегменте сети, а это встречается на реальных предприятиях достаточно редко, связь же между сегментами может осуществляться только с использованием специальных шлюзов и центральных серверов. Это повышает стоимость системы, снижает ее надежность и лишает преимуществ децентрализованной системы. Таким образом, эти решения могут использоваться для локального применения, но для развертывания в масштабах предприятия такой подход не практичен.
Наиболее удачным подходом к созданию систем оперативно-технологической связи и экстренного оповещения на базе IP-коммутации для функционирования в реальных условиях промышленных предприятий можно назвать децентрализованное решение, работающее с использованием маршрутизируемых протоколов групповой адресации. Это позволяет использовать существующую инфраструктуру сетей, сохранив преимущества децентрализованной архитектуры — невысокие требования к ресурсам сети и надежность. Кроме того, использование стандартных протоколов облегчает подготовку персонала для администрирования такой системы.
Проблема с защищенными абонентскими устройствами решается использованием проверенных переговорных устройств ISDN, которые обладают очень надежным цифровым интерфейсом, практически нетребовательным к типу используемого кабеля. Такие устройства включаются в IP-сеть через специализированные ISDN-адаптеры, которые могут оснащаться цепями защищенного питания абонентов и даже встроенными коммутаторами Ethernet, что позволяет использовать их в качестве полноценных сетевых узлов IP-системы связи. Помимо технической эффективности такого решения, оно обладает экономическими преимуществами, поскольку дает возможность использовать абонентские устройства, уже установленные на предприятии, что упрощает заказчику миграцию на новые решения без дополнительных затрат.
Быстрые темпы развития технологий в области связи, в том числе промышленной, позволяют прогнозировать дальнейший рост популярности решений на базе IP, а это серьезный повод задуматься о переходе на новые решения уже сейчас.
Ист. Тематическая подборка «Технология Ethernet. IP-сети.»