IP сервисы

By | 23.12.2015

Сегодня трудно спорить с тем фактом, что IP-технология является превалирующей в те­лекоммуникационной сфере, даже несмотря на аспект безо­пасности, который часто не дает крупным организациям сделать решающий переход в мир «чистого» IP, лидирующий статус которого объясняется способностью представлять более дешевые коммуникации и разнообразные сервисы, дос­тупные также и абонентам конвенциональных систем. IP-технологии изменили и роль самой связи, ставшей в наши дни, помимо своего основного назначения, средством доступа к контенту и услугам.

Широкий круг возможностей

Практически все производите­ли телекоммуникационных платформ обеспечивают своих заказчиков стандартным набо­ром IP-сервисов, включающим в себя:

  1. передачу голоса,ip сервисы
  2. дан­ных,
  3. факсов,
  4. видео,
  5. разные виды телефонных и видеокон­ференции, позволяющих объе­динять территориально рас­пределенные офисы больших корпораций, разбросанные по всему миру.

Более того, к чис­лу клиентов, претендующих на IP-сервисы, присоединился также и «домашний» пользова­тель, сфера интересов которого включает в себя IP TV, обще­ние голосом через Интернет (Skype и др.), предоставление контента по запросу, электрон­ную оплату услуг, поддержку домашних сетей, что, в свою очередь, зависит в основном от развития сетей ШПД. Появление SIP-протокола ре­шило проблему совместимости оборудования от разных про­изводителей, и это положило начало созданию гетерогенных сетей и позволило пользовате­лям выбирать для себя лучшие продукты различных вендоров. У крзшных корпораций поя­вился выбор способа по­строения своих сетей, которые теперь вместо традиционных сетевых протоколов могут соз­даваться на базе операторских сетей, обеспечивающих про­пускание SIP-трафика, и або­нентских устройств, поддер­живающих SIP.

Также изменилось назначе­ние телекоммуникационных платформ, превратившихся из систем связи в серверы ап­пликаций, что нарушило ба­ланс «железа» и ПО, подчерк­нув явные преимущества по­следнего. Пример Microsoft OCS ясно показывает, что взаимодействие с миром воз­можно непосредственно с эк­рана персонального компьюте­ра, являющегося компонентом гетерогенной сети, включаю­щей в себя IP-платформы, от­дельных пользователей SIP-телефонов, различные IP-шлюзы, а также конвенцио­нальные системы с функциями IP. В последнее время интегра­ция с Microsoft OCS стала обя­зательным требованием поль­зователей любых коммутаци­онных систем.

Большую популярность так­же приобрела услуга «Вирту­альный офис», позволившая различным торговым п сервис­ным службам быстро обраба­тывать обращения, не имея при этом ни офисной площади, ни секретарей для ответа на звон­ки.

Унифицированные комму­никации

При анализе требований пользователей телекоммуника­ционного рынка однозначно прослеживается тенденция к «унифицированным коммуни­кациям», призванным упро­стить систему взаимодействия сотрудников компаний и повы­сить эффективность их работы за счет доступности каждого в любой момент рабочего вре­мени и возможности быстро реагировать на предоставлен­ную информацию. Речь идет о компьютерном способе переда­чи факсов, обмене мгновенны­ми сообщениями, подключе­нии к корпоративной сети компании из любой интернет-точки с возможностью исполь­зования функций и апплика­ций, находящихся в распоря­жении сидящих в офисе со­трудников, организации ау-диовидео-конференций с уча­стием абонентов любого типа -цифровых, аналоговых, IP, в том числе софтфопов.

унифицированные коммуникацииВ целом все требования к ап­пликациям начинаются с под­держки IP-интерфейса. Любые сервисы, включая голосовую почту, унифицированную сис­тему сообщений, систему та­рификации или записи разго­воров, не говоря уже о прило­жениях для организации кон­такт-центра, должны уметь об­щаться по IP-протоколу.

Новые веяния не обошли и мобильный сектор, обозначив тенденцию к конверсии фик­сированной и мобильной связи (FMC) — очень популярное на­правление в мире современных телекоммуникаций. Установка SIP-клиента на смартфонах дает возможность сотрудникам корпораций, находящимся в командировках за границей, совершенно бесплатно звонить на родину через свою офисную платформу из любой точки мира.

Препятствия на пути развития На фоне стремительного 1Р-про-гресса все же существуют определенные трудности и ог­раничения, которые нельзя не отметить.     Например, SIP­протокол пока еще поддержи­вает достаточно ограниченное количество телефонных серви­сов и функций в сравнении с пакетом услуг, предлагаемым традиционной телефонией, и хотя центр тяжести новых раз­работок неизбежно смещается, как это подчеркивалось выше, в сторону программных про­дуктов, говорить о «чистом» IP в ближайшем будущем пока преждевременно. Также нельзя забывать, что проблемы сты­ковки IP-систем с «частными» ведомственными сетями пол­ностью на сегодняшний день не решены.

К тому же процент пользова­телей, не доверяющих безо­пасности IP, все еще достаточ­но высок, не говоря уже о го­сударственных структурах, имеющих собственные стан­дарты и требования к телеком­муникациям. Несмотря на оби­лие и привлекательность IP-сервисов как с точки зрения функционала, так и цены, бу­дет не просто склонить госу­дарственные институты к ис­пользованию 1Р-телефонии. Возможный выход представля­ется в виде конверсии различ­ных технологий, традицион­ных, мобильных и IP, которая позволит унифицировать те­лекоммуникационную инфра­структуру и предоставить сер­висы любым пользователям в соответствии с требованиями последних.

IP-решения в области промышленной связи

Сейчас, когда переход к мультисервисным сетям произошел повсе­местно, можно говорить о том, что заказчик хочет не просто пользоваться их возможностями, но и стремится вернуть свои ин­вестиции, вложенные в создание транспортной инфраструктуры на основе IP. Именно поэтому так высок интерес к развертыванию различных сервисов на базе IP. В области автоматизации, систем видеонаблюдения и контроля доступа этот процесс идет уже дав­но, и подобные сервисы работают в IP-сетях на большинстве пред­приятий. В последнее время эта тенденция коснулась и телефонии.

 

На фоне этих процессов ло­гично стремление создать IP-решения п в области оператив­но-технологической связи и экстренного оповещения. Од­нако в силу специфики подоб­ных систем связи на пути вне­дрения решений на базе IP мо­жет возникнуть ряд проблем.

  1. Во-первых, к системам опе­ративно-технологической свя­зи и экстренного оповещения предъявляются повышенные требования по безотказности и долговечности, а разделяемая инфраструктура, к которой от­носится IP-сеть, не всегда мо­жет гарантировать необходи­мый уровень надежности, осо­бенно в чрезвычайных ситуа­циях. Это связано в первую очередь с высокой сложностью таких сетей и большой нагру-жен-ностыо другими сервиса­ми (АСУТП, впдеонаблюдение и т.д.).
  2. Вторая проблема связана с тем. что сами абонентские терминалы систем оперативно-технологической связи зачас­тую должны быть распо­ложены в зонах со сложными условиями эксплуатации. Как правило, в этих зонах необхо­димая сетевая IP-инфраструктура не развита, и поэтому часто длины сегмента

 

Децентрализованное решение, работающее с использованием маршрутизируемых протоколов групповой адресации

Ethernet оказывается недоста­точно для подключения або­нентских устройств к сети. Попытки же использовать ме-диаконверторы, модемы и про­чие устройства существенно снижают надежность и повы­шают стоимость решения, де­лая его неконкуренто­способным.

Еще одна из возможных про­блем -организационная. Дело в том, что традиционно на большинстве предприятий сис­темы оперативно-техно­логической связи и оповеще­ния и сама транспортная IP-сеть входят в зону ответствен­ности разных подразделений. Подобное разделение услож­няет процесс разворачивания IP-системы и создает неопре­деленность в вопросе ее об­служивания. В такой ситуации решением могли бы стать ор­ганизационные изменения и введение дополнительного обучения специалистов связи, ведь на администраторов IP-сетей ложится дополнительная нагрузка по сопровождению и поддержке этих продуктов оперативно-технологической связи.

Варианты решения проблем

Разные компании, занимаю­щиеся созданием IP-решений для    систем промышленной связи, пытаются решить эти проблемы по-разному.

Некоторые производители бе­рут за основу стандартные сис­темы связи ISDN и заменяют абонентский интерфейс в стан­дартных TDM-коммутаторах на физические интерфейсы ти­па Ethernet. Таким образом, удается подключать к этим коммутаторам абонентские устройства, используя воз­можности транспортной IP-сети. При этом вся коммутация ведется внутри той же самой централи, но теперь под­ключение стандартных або­нентов может происходить к централи не напрямую, а через сеть.

Среди достоинств такого подхода можно отметить про­стоту администрирования сис­темы — конфигурирование свя­зи между абонентами происхо­дит так же, как это делалось раньше, поэтому дополнитель­ные знания и навыки админи­стратору не понадобятся.

Однако в таких системах со­храняются недостатки центра­лизованного решения, а это означает, что при отказе платы с Ethernet-интерфейсами или при отказе самой централи вся система, в том числе IP-абоненты, становится недос­тупна.

Другие компании пошли дальше и реализовали децен­трализованные системы, в ко­торых абонентские устройства связываются друг с другом на­прямую и содержат данные конфигурации в каждом тер­минале. Каждый терминал ста­новится автономным устройст­вом. Использование децентра­лизованной архитектуры по­зволяет повысить живучесть такой системы — она не зависит от центральных узлов и в слу­чае возникновения перегрузки или аварийной ситуации на каком-либо участке сети все абоненты не выйдут из строя.

Стоит все же отмстить, что при создании таких децентра­лизованных систем возникает проблема обеспечения груп­повых соединений. Если для связи между абонентами в ре­жиме «точка-точка» можно ис­пользовать стандартные про­токолы VoIP, такие как, напри­мер, Н.323 или SIP, то для групповых соединений, когда нужно одновременно связаться со многими абонентами, эти протоколы подходят плохо, поскольку   требуют наличия

Наиболее удачным подходом к созданию систем оперативно-тех­нологической связи и экстренного оповещения на базе IP-коммута­ции для функционирования в реальных условиях промышлен­ных предприятий можно назвать децентрализованное решение, работающее с использованием маршрутизируемых протоколов групповой адресации. Это позво­ляет использовать существующую инфраструктуру сетей, сохранив преимущества децентрализован­ной архитектуры — невысокие тре­бования к ресурсам сети и надеж­ность центрального сервера и при этом обладают недостаточным быстродействием для соедине­ния со многими абонентами. Для решения этой проблемы производителями разрабаты­ваются собственные протоколы связи между абонентскими устройствами. Некоторые ком­пании используют широкове­щательную адресацию IP-пакетов, которая обеспечивает необходимое быстродействие для связи между абонентскими устройствами, однако имеет существенные ограничения по применению в реальной сети. При таком решении абоненты должны быть расположены в одном сегменте сети, а это встречается на реальных пред­приятиях достаточно редко, связь же между сегментами может осуществляться только с использованием специальных шлюзов и центральных серве­ров. Это повышает стоимость системы, снижает ее надеж­ность и лишает преимуществ децентрализованной системы. Таким образом, эти решения могут использоваться для ло­кального применения, но для развертывания в масштабах предприятия такой подход не практичен.

Наиболее удачным подходом к созданию систем оперативно-технологической связи и экс­тренного оповещения на базе IP-коммутации для функцио­нирования в реальных услови­ях промышленных предпри­ятий можно назвать децентра­лизованное решение, работаю­щее с использованием мар­шрутизируемых протоколов групповой адресации. Это по­зволяет использовать сущест­вующую инфраструктуру се­тей, сохранив преимущества децентрализованной архитек­туры — невысокие требования к ресурсам сети и надежность. Кроме того, использование стандартных протоколов об­легчает подготовку персонала для администрирования такой системы.

Проблема с защищенными абонентскими устройствами решается использованием про­веренных переговорных уст­ройств ISDN, которые облада­ют очень надежным цифровым интерфейсом, практически не­требовательным   к   типу ис­пользуемого кабеля. Такие устройства включаются в IP-сеть через специализирован­ные ISDN-адаптеры, которые могут оснащаться цепями за­щищенного питания абонентов и даже встроенными коммута­торами Ethernet, что позволяет использовать их в качестве полноценных сетевых узлов IP-системы связи. Помимо тех­нической эффективности тако­го решения, оно обладает эко­номическими преимущества­ми, поскольку дает воз­можность использовать або­нентские устройства, уже ус­тановленные на предприятии, что упрощает заказчику ми­грацию на новые решения без дополнительных затрат.

Быстрые темпы развития технологий в области связи, в том числе промышленной, по­зволяют прогнозировать даль­нейший рост популярности решений на базе IP, а это серь­езный повод задуматься о пе­реходе на новые решения уже сейчас.

Ист. Тематическая подборка «Технология Ethernet. IP-сети.»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *