О внедрении цифровой радиосвязи на сети железных дорог

By | 12.09.2014

Несколько лет назад руководство ОАО «РЖД» начало активно рассматривать разного рода телекоммуникационные системы и информационные технологии для внедрения на железных дорогах. Не обошел прогресс и радиосвязь. На участках дорог внедряются и тестируются разные технологии радиосвязи.

Кто не знает – поясню: технологий много, у каждой есть свои особенности и недостатки применимо к железной дороге. Вот и внедряются они все по очереди – TETRA на Московской, GSM-R– на Северо-Кавказской, DMR– на Свердловской и т.д. Есть даже разного рода технологии, где в качестве канала связи используются сети сотовых операторов (типа РОРС GSM) – на лубрикаторах, у машинистов типа Эльбрус СИМ, ЕСМ БС и т.д. Они кстати растут с каждым месяцем как грибы.

И так уж сложилось, что в качестве основной технологии в 2013 г. была выбрана DMR в диапазоне 160МГц. На дороги (в хозяйства связи) поставили планы по внедрению, распределили оборудование, даже привлекли институты и заводы к этому вопросу. Кстати, кто не знает – больше поставок аналоговых р/ст не будет. То есть вообще не будет больше обновления парка стационаров типа МЦ, МЦВ, РЛСМ и т.д.! Теперь приоритет – поставка радиостанций стандарта DMR. Какими они будут пока не ясно, но точно не буржуйские :-), Motorolaс их DR3000 сразу отсеклись, так что можно делать ставки – на заводы Пенза, Воронеж, Новосибирск, Ижевск… На кого ставите? :-)

Смотрел описание радиостанций пензенских и ижевских, про пензенские вообще ничего не понял, там какой-то динозавр с нерусским названием, а ижевские РВС судя по описанию очень ничего. Стационары имеют три посадочных места под приемопередатчики, можно вставить КВ, УКВ, DMR приемопередатчики, пульты и регистраторы переговоров подключаются через IP-протокол, и тем самым можно уйти от СИПов, и выносных пультов в некоторых местах. Локомотивные рации того же ижевска – двух режимные, и вроде даже сами умеют менять режим в зависимости от участка – DMRили КВ/УКВ.

Самый главный вопрос – инфраструктура. У кого нет высоких сооружений типа 3-этажного поста ЭЦ или антенно-мачтового сооружения, придется нелегко. В диапазоне 160МГц нужно обеспечить почти прямую видимость чтобы перекрыть радиосвязью весь перегон. Туннели, серпантины, густые леса – это вообще проблема.  Тем более, что новое ПТЭ никого не щадит… п. 2 Приложения 2… :-)

Регистрация частот и разработка частотно-территориального плана отдельный вопрос… Он достоин отдельного обсуждения.

В общем по кусочку, по участку планируется закрыть цифровой радиосвязью всю сеть дорог. Сколько на это уйдет времени никто не скажет, но думаю ни одно поколение радистов успеет смениться… Зато, если приживется DMRна железной дороге, то много интересных функций появится у ДСП, ДНЦ, ТЧМ … может быть даже когда-нибудь ТЧМ будет по видеосвязи общаться с ДСП :-)

В общем есть вопросы – давайте обсуждать!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *